Сергей ПЕНЬКОВ: «Cебе честь - Отчизне слава»

Два месяца назад при налоговой службе было создано элитное подразделение, которое в народе немедленно прозвали «налоговый спецназ».

Начальник Управления (службы) специальных расследований в составе налоговой милиции Сергей ПЕНЬКОВ.

Начальник Управления (службы) специальных расследований в составе налоговой милиции Сергей ПЕНЬКОВ.

О буднях сотрудников «спецназа», о преступных «новинках», о наиболее интересных и увлекательных преступлениях, раскрытых подразделением, мы попросили рассказать начальника Управления (службы) специальных расследований в составе налоговой милиции Сергея ПЕНЬКОВА.  

ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ - ИНТЕЛЛЕКТ

- Сергей Владимирович, как вы относитесь к тому, что ваше подразделение называют спецназом? 

- Если бы не было различных пугающих слухов, подогреваемых СМИ, я бы с гордостью согласился с тем, что мы - спецназ, то есть лучшие из лучших. Однако мы не наделены какими-то сверхполномочиями, как это сегодня пытаются представить в прессе, а действуем в тех же рамках, что и вся налоговая служба.

- Вам не кажется, что уже в самом слове «спецназ» звучит некая угроза?

- В последнее время в прессе стали появляться публикации по поводу того, что наше подразделение может в любое время дня и ночи врываться на предприятия и в квартиры граждан. Это не соответствует действительности. Мы не боремся с бабушками у метро, владельцами ларьков, с малым бизнесом - мы боремся с организованной преступностью в сфере экономики. В первую очередь мы аналитическое подразделение, которое занимается раскрытием высокоинтеллектуальных способов и инструментов совершения экономических преступлений на межрегиональном и межгосударственном уровне.  

СМОТРИТЕ СЕРИАЛЫ!

- В чем конкретно заключается ваша работа?

- Основные направления организации нашей работы можно увидеть, посмотрев российский сериал «Маросейка, 12». Понятно, что действительность немного отличается от того, что показано в фильме, но основные моменты в организации работы, алгоритм взаимодействия аналитических и практических подразделений Управления специальных расследований очень схожи с организацией работы центрального аппарата налоговой полиции Российской Федерации, показанной в сериале.

- Если ваша деятельность является такой же захватывающей, как киношные приключения, вам можно только позавидовать! Может, расскажете нашим читателям о последних раскрытых преступлениях?

- Недавно нашим управлением была раскрыта преступная группа, в состав которой входили должностные лица Госкомрезерва, банковские учреждения столицы, подконтрольные им фиктивные предприятия, присвоившие на протяжении прошлого года более 150 млн грн. В ходе работы над этим делом мы раскрыли конвертационный центр, созданный должностными лицами «КлассикБанка», и арестовали одного из основных организаторов данной схемы - управляющего банком. 

- Как конкретно конвертационные центры помогают мошенникам присваивать миллионы?

- Конвертационный центр - это несколько фиктивных предприятий, которые используются для минимизации налогов реально действующих субъектов хозяйствования. Общая схема довольно проста. Скажем, человек купил товар по 5 грн., продал по 10 грн., но налоги платить не хочет. Тогда он обращается в конвертационный центр, где ему за определенный процент оформляют документы, что на самом деле он покупал товар у фиктивного предприятия не по 5 грн., а по 9. В итоге все довольны: центр продал свою схему, а человек заплатил в разы меньше налогов.  

Реальная работа по выявлению подобных центров выглядит следующим образом. По определенным признакам вычисляется фиктивное предприятие, отслеживаются его связи. Мы не спешим закрывать само предприятие и арестовывать директора. Ведь на поверку оказывается, что «директор» - это человек, у которого либо украли паспорт, либо за 200-300 грн. соблазнили открыть на свое имя фирму. По документам именно он уклоняется от налогов, однако реальные организаторы афер совершенно иные. И наша задача - добраться до них, а «директор» пойдет как соучастник преступления. Чем крупнее центр, тем более он нам интересен. Одно из таких дел расследовалось налоговой милицией более полутора лет, в результате чего были раскрыты цепочки, которые шли от конвертационного центра более чем к 3 тысячам контрагентов!  

ОТ ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ ПОСТРАДАЛ АЭРОПОРТ В ДУБАЕ

- Прогресс не стоит на месте, и наверняка налоговые преступления совершенствуются с каждым годом…

- Как известно, новое - это хорошо забытое старое, и налоговые преступления здесь не исключение. Еще на заре появления налога на добавленную стоимость (НДС) предприниматели начали заниматься псевдоэкспортом - то есть ничего не вывозя, пытались возместить НДС. Вот давний случай из моей практики. Досматривая груз на таможне, мы обнаружили целый грузовик хлама - железки, обрезки труб, шайбы. «Что это?» - «Это высокоточный микроскоп!» - «Да какой же это микроскоп?!» - «Конечно, микроскоп, и документы в порядке! Вот, смотрите: микроскоп, стоимость - 10 млн». 

Дальнейшие действия владельца «микроскопа» предсказуемы: он пересекает границу и весь этот хлам ссыпает в ближайшую канаву. Потом возвращается обратно, имея на руках грузовую таможенную декларацию со штампом таможни, которая согласно законодательству является основанием для возмещения НДС. Вот и считайте: вся эта сделка вместе с перевозкой обошлась махинаторам не более чем в 100 тыс., а бюджет возместил НДС на сумму 2 млн.

- А как это «старое» сегодня превращается в «новое»?

- Сегодня преступники совершенствуются и разрабатывают более «красивые» схемы. Например, наши умельцы-коммерсанты придумали замечательную вещь: для того чтобы завысить цену при вывозе, получили патент на изобретение. Срисовали в Интернете американское изобретение - пластмассовую пломбу-защелку (у нас грузы пломбируются свинцовыми пломбами), получили патент (в Украине-то такого нет!) и заказали изготовление в Обществе слепых. Поскольку у нас эта пломба производилась из мягкой пластмассы, она не защелкивалась, то есть являлась совершенно бесполезным предметом, но внешнее сходство - один в один! И все эти «пломбы» были «проданы» несуществующей фирме в ОАЭ по 5 долларов за штуку!

- Как же они пересекли границу?

- С этим проблем не возникло. Во-первых, по документам это - изобретение (мы - изобретатели, вот патент!), во-вторых, изготовитель - Общество слепых (вы ж смотрите, на кого руку поднимаете!). К изготовителям мы вопросов не имеем и не претендуем на их фонд оплаты труда, а вот к организаторам… Когда проводили обыск на этой фирме, обнаружили множество факсов из Дубая: руководство аэропорта требовало срочно забрать груз и не засорять их территорию. Оказывается, наши умельцы даже не затруднились с вывозом этих защелок, и весь аэропорт был буквально ими завален!

«ФРАНЦУЗСКИЙ ВЗГЛЯД»

- О каких еще преступных «новинках» вы можете рассказать?

- Недавно нами была пресечена деятельность преступной группы, организовавшей схему псевдоэкспорта оптических линз производства Харьковского завода под видом французских фирменных изделий. Местные дельцы купили упаковки от дорогих французских линз и через цепочку предприятий конвертационного центра оформили документы на покупку не упаковок, а заготовок. Тем временем в заброшенном помещении с парой станков рабочие вытачивали линзы - разумеется, дешевые отечественные, зато любая проверка показывала, что предприятие не является фиктивным. Потом линзы запаковали и вывезли в Гонконг. Реальная цена вывезенных линз около 6 грн., но, поскольку по документам для них использовались дорогие французские заготовки, цена выросла в 20 раз - до 122 грн.! То есть самое время требовать возмещения НДС. Ну а в Гонконге, по всей вероятности, возникнут те же проблемы, что и в аэропорту Дубая…

Кстати, мошенники прекрасно понимают: если они уже себе «набрали» на 10 млн возмещения, на год им хватит, а значит, пришло время изобретать новые схемы. Например, чтобы не «светиться» с крупными суммами возмещения НДС, те же самые линзы можно продать за границу не напрямую, а через крупный торговый комплекс, который сам должен уплатить налог в бюджет. Схема простая: от одних операций у торгового комплекса возникли платежи, от других - возмещения, которые удачно компенсируют друг друга. Плюс и минус на выходе дают ноль, который отследить сложно, но вполне реально. Вот этими интересными, сложными, запутанными делами и привлекательна наша работа!