Рашид Нугманов, режиссер: «Цой сказал мне: «Если умру сегодня, то стану легендой»

В год 20-летия смерти лидера группы «Кино» на экраны вышел фильм «Игла. Ремикс».

Моро (Виктор Цой) вернулся на экраны живым - несмотря на то, что умер двадцать лет назад.

 

Премьера состоялась вчера.
 
Накануне мы пообщались с режиссером Рашидом Нугмановым.
 
- Странная история, все знают, что  «Игла» - это фильм с Виктором Цоем, но мало кто помнит, о чем кино. Не боитесь выпускать свое кино в прокат?
 
- Строго говоря, для того «Игла. Ремикс» и выпускается. Я понимаю, что с 1989 года в стране выросло поколение, которое туманно представляет себе, кто такой Цой. Но, к счастью, его по-прежнему помнят. Фильм и делался, чтобы представить совершенно неожиданного Цоя - такого, каким его знал я.
 
- Но при этом новых кадров с ним в вашем фильме не так много.
 
- Есть несколько документальных отрывков, которых никто не видел, несколько эпизодов, не вошедших в наш первый с ним фильм «Йя-хха». Но главное - не количество кадров...
 
- Теперь в финале Цой после двух ударов ножом появляется живым и невредимым.
 
- Знаете, мне не очень хочется сейчас кричать «Цой жив!» и смешиваться с толпами полубезумных людей, пишущих эти слова на заборах. Для меня он и не умирал. Но, конечно, переставлены сцены сознательно - для иллюстрации того, что Виктор и сегодня актуален.
 
- Цой понимал, что у популярности всегда две стороны?
 
- На исходе 80-х он впервые столкнулся с непониманием, завистью и обидой в среде своих. Цоя второй половины 80-х не приняли очень многие из тех, кто с ним начинал, - и Саша Липницкий, и Саша Башлачев, и критик Артемий Троицкий. Все хотели, чтобы он, как и раньше, пел про восьмиклассниц и бездельников. А у него начался героический период - «Группа крови», «Перемен»... Все группы, вышедшие из  Ленинградского рок-клуба, начинали в одинаковых условиях, но кто-то смог стать кумиром миллионов, а кто-то продолжал петь на квартирниках. Начались разговоры - Цой продался, пошел на поводу у публики...
 
- Как он к этому относился?
 
- Не злился, но сказать, что вообще никак не реагировал, было бы неправильно. Он резко ограничил круг общения. Как-то сидели у него на кухне, он жарил яичницу - и вдруг говорит: «Знаешь, вот раньше после концерта хотелось с кем-то увидеться, пообщаться. А сейчас мне почти никто не нужен. Не хочется больше никуда идти».
 
- Может, переживал из-за того, что расстался с Марьяной?
 
- Нет, это Марьяна переживала, а не Виктор. Он сам все инициировал. Марьяна любила Цоя нежного и лирического, а он уже таким не был... В его жизни как раз за пару месяцев до «Иглы» появилась Наташа Разлогова - красивая интеллигентная женщина. Она его обожествляла, он ее очень сильно любил. Марьяна поняла и отошла в сторону - без скандалов.
 
Петр Мамонов.

 

 

- После «Иглы» вы  хотели делать проект с Цоем в Голливуде?
 
- Да, на фестивале в Санденсе «Игла» произвела фурор. Там мы и задумали фантастический фильм. Над сценарием начал работать писатель Уильям Гибсон, продюсировать картину брался Эд Прессман (продюсер «Ворона», «Уолл-Стрит». - Ред.).
 

http://kp.ua/player/flowplayer.swf

- О чем был тот несбывшийся сценарий?
 
- Действие происходит в фантастическом Ленинграде, который превратился в отдельное благоустроенное государство. В стране хаос и разруха, а Ленинград превратился в свободный капиталистический город. И главный герой - его, конечно, зовут Моро - проникает в этот город с целью сместить правителя благополучного анклава. В конце правителем становится сам Моро. Такой «Побег из Нью-Йорка» наоборот. Думаю, и сейчас этот фильм был бы актуальным. Но без Цоя снимать его мне неинтересно.
 
- Часто можно услышать, что Цой ушел вовремя - посмотрите, мол, кем стали многие рокеры 80-х...
 
- Для меня эти слова кощунственны. Виктор и сегодня не превратился бы в посмешище... Хотя глупо отрицать, что сам он не задумывался о смерти. Как-то раз он сказал мне странную вещь: «Рашид, если я вдруг умру сегодня, то навсегда останусь легендой».
 
Я тогда не придал этим словам значения. А через три года мне позвонили и сообщили, что он разбился на мотоцикле под Ригой...
 
О ЧЕМ ФИЛЬМ?
 
В новой версии «Иглы» все почти так же, как и в оригинале 1988 года. Молодой человек по имени Моро прилетает в казахский город - выбить долг из мелкого уголовника Спартака. Но вдруг встречает свою школьную любовь, которую посадил на иглу инфернальный доктор, и вступает в схватку с наркомафией. В начале фильма добавлены документальные съемки Цоя, сделаны новые титры. Ближе к финалу - пара эпизодов, в которой герои превращаются в персонажей рисованного комикса. И финал: «Игла» заканчивалась тем, что Цоя два раза били ножом в темной аллее, а теперь - после этих ударов он идет в бассейн к врачу-наркодилеру...
 
Петр Мамонов: «В «Игле» я читаю лекцию о вреде водки»
 
Петр Мамонов снялся в нескольких дополнительных сценах для фильма «Игла. Ремикс». Вот что он нам рассказал:
 
- Рашид хотел, чтобы я появился на экране телевизора в образе мошенника, - ну, знаете, всякие там кашпировские были и прочие колдуны. Я ему сразу сказал: этого не будет. Я человек верующий, не возьму на себя такую ответственность. Рашид уверял, мол, это же ирония такая, никто всерьез не воспримет. А я так не считаю. Нельзя за зрителя решать, как он воспримет, - кто-то иронию прочитает, а кто-то нет. Не могу брать грех на душу.
 
Тогда Рашид махнул рукой - делай что хочешь. Ну я и предложил ему прочитать лекцию о вреде водки. У меня, говорю, давно душа болит, когда смотрю, как наш народ спивается. Про наркотики я, откровенно говоря, ничего не знаю, а с желанием выпить периодически борюсь. Вот и пришел на съемочную площадку и без всякой подготовки наговорил на камеру 15 минут текста -  давно хотел сделать что-то подобное, да повода не было. Из 15 минут в фильме осталось чуть больше трех - ну и хорошо, потом где-нибудь и полная запись появится. Главное, что я сказал все, что думал, - и как груз с сердца снял.