Закарпатье «штормит». Мэр Ужгорода Сергей Ратушняк, который приобрел себе скандальную славу заявлениями на национальную тематику, снова «отметился»: в интервью местным журналистам он именовал жителей своего города «свиньями».
Дословно это звучало так: «15-20 процентов ужгородцев - это просто свиньи. Я могу назвать районы: Чорновила, Радванка, переулок Университетский. Там можно положить люков стоимостью 20-30 тысяч гривен. И это на одну ночь! Въезд в город - большая свалка».
Предки мои родом из маленького городка на границе с Венгрией, поэтому местные нравы мне знакомы не понаслышке. Горы воздвигают как бы психологический барьер между Закарпатьем и остальной Украиной, и чиновники практически не боятся реакции Киева. Скандалы, подобные нынешнему, редко перебираются на другую сторону Карпат. Редко, но метко: вспомните хотя бы отставку местного чинуши после видео, случайно попавшего в Интернет, где тот весьма нелестно отозвался об экс-премьере, присовокупив польское непечатное выражение.
Но речь не об этом. Началась избирательная кампания под местные выборы. Ныне действующие мэры сотен городов и городков отчитываются о чистых дворах, отремонтированных дорогах, хвалят коммунальщиков. Их соперники, напротив, ищут на проезжей части ямы, клянут службы, вывозящие мусор. Выборы не за горами, свою оценку избиратели поставят 31 октября.
В этом свете заявление Сергея Ратушняка выглядит как-то странно: все ублажают, а он «режет» по живому. Все гладят по шерстке, а он - гнет в дугу. Но мэр Ужгорода - политик опытный. Городским головой он становится уже в третий раз, с перерывом на работу в Верховной Раде и исполнительной власти. Почем зря говорить не будет. Может, знает секрет?
Скорее всего, это так. Избиратель устал от «поглаживаний», его перекормили обещаниями солнечного завтра, а откровенная лесть давно вызывает изжогу. Да простят мне читатели еще одну «животную» аналогию: при первых признаках политической агитации избиратель становится похожим на дикобраза.
Потому-то и заявление мэра Ужгорода также может быть грамотной тактикой. И в Закарпатье, где давно не доверяют центральной власти, думают по-другому: «он груб, он несдержан, но это - наш Ратушняк». Пусть даже это тот же Ратушняк, назвавший их парнокопытными…