Автокредитование в Украине: «светлое будущее» не за горами!

Наконец-то и в нашей стране автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения! Не последнюю роль в этом сыграл развивающийся рынок автокредитования, который быстрее других оправился после кризиса.

Если в начале года на рынке автокредитования работали максимум пять банков, то сейчас их число увеличилось до 25. В январе 2010-го первоначальный взнос, необходимый для предоставления кредита, колебался на уровне 40-50%, а сегодня в целом ряде банков он снизился до 15-20%.

Фактически рынок автокредитования всего за полгода прошел путь, на который раньше требовалось несколько лет! И тем не менее объемы рынка еще слишком далеки от докризисных. Судите сами: число проданных в кредит автомобилей в 2009-м составляло 5% рынка, в нынешнем году - 12%, на будущий год эксперты прогнозируют 20-25%. Но эти данные и прогнозы несопоставимы с цифрами, которые были до кризиса, когда в кредит продавалось 60% машин.

Как будет развиваться рынок автокредитов в ближайшее время? Когда он сможет выйти на докризисный уровень? На каких условиях сегодня можно взять кредит на покупку автомобиля? Как уменьшить стоимость страхового полиса? На эти и другие вопросы «Комсомолке» ответили начальник управления альтернативных каналов продаж АО «Астра Банк» Виталий ЖИХАРЦЕВ и директор управления по работе с банками страховой компании «PZU Украина» Оксана ПРИНДЮК. 

- Как будет развиваться рынок автокредитования в ближайшее время и какие изменения ждут потенциальных заемщиков? 

Виталий Жихарцев:

- Автокредитование напрямую зависит от рынка продаж автомобилей, который по сравнению с докризисным периодом упал на 70%. Сейчас наблюдается плавное восстановление автомобильного рынка - ежемесячно он растет на 10-15%, и такая тенденция сохранится до конца этого года. Условия банков уже приближаются к докризисным: авансовый взнос составляет 20-30%, процентная ставка - 18-22% годовых. А вот объемы рынка автокредитования достигнут докризисного уровня не ранее 2012-2014 года - это будет зависеть от роста объема продаж автомобилей и от количества банков, которые будут готовы кредитовать население.

- Можно ли говорить о том, что вследствие узости сегодняшнего рынка автокредитования банки стали более лояльны к своим заемщикам?

Виталий Жихарцев:

- Сейчас действительно наблюдается тенденция улучшения условий автокредитования и более лояльного отношения к заемщику. Я бы сказал, что это отношение улучшается не просто с каждым годом, а с каждым кварталом! Но это улучшение идет в тех банках, которые продолжали выдавать кредиты и в кризис. Что касается «новичков», то они выходят на рынок с достаточно жесткими условиями, и улучшение их отношения к клиентам мы будем наблюдать не ранее чем в следующем году.

Начальник управления альтернативных каналов продаж АО «Астра Банк» Виталий Жихарцев.

 

 

- Первое, что волнует каждого человека, решившегося на покупку автомобиля в кредит, это первоначальный платеж. Для удобства допустим, что автомобиль стоит 100 тыс. грн., первоначальный взнос, требуемый банком, составляет 30 процентов. Но не секрет, что 30 тысячами дело не ограничится, ведь при оформлении автомобиля приходится оплачивать дополнительные услуги. Сколько же денег нужно иметь при себе, чтобы гарантировано оформить кредит?

Виталий Жихарцев:

- Дополнительно следует еще рассчитывать на платежи в размере 10-12% стоимости. Основные статьи этих затрат - страхование (6-8%), одноразовая комиссия (2%), услуги нотариуса (500-1000 грн.). То есть при оформлении кредита на покупку автомобиля стоимостью 100 тыс. грн. нужно дополнительно иметь порядка 10-12 тыс. грн.

- Из этих цифр видно, что львиную долю дополнительных затрат составляют затраты на страховку. Как можно уменьшить стоимость страхового полиса?

Оксана Приндюк: 

- Этот вопрос напрямую не связан с автокредитованием - он гораздо шире. У страховых компаний есть самый разнообразный набор инструментов, которые позволяют снизить стоимость страховки автомобиля. Например, ограничение количества водителей, допущенных к управлению (лучше всего, если это будет один опытный водитель с солидным опытом вождения), ограничение места хранения автомобиля, безубыточное вождение (это позволяет ежегодно получать бонус), увеличение размера франшизы, других факторов.

- А какая франшиза, на ваш взгляд, является оптимальной?

Оксана Приндюк: 

- Оптимальная франшиза зависит, прежде всего, от стоимости автомобиля и опыта водителя. Если мы говорим об автомобиле средней стоимости, управляемом водителем со стажем вождения более 3 лет, оптимальной будет франшиза в размере от 0,5% до 1%  от страховой стоимости. Менее опытные водители выбирают франшизу от 0% до 0,5%. В этом случае вы, с одной стороны, не переплачиваете, а с другой - имеете покрытие на самые крупные страховые случаи, которые могут произойти с автомобилем.

Виталий Жихарцев: 

- Добавлю, что регулировать франшизу без согласия банка, если, конечно, это кредитная машина, не получится. Ведь в данном случае машина является не просто собственностью клиента, а залоговым имуществом, и банки подходят к страхованию этого имущества очень щепетильно. Если говорить об «Астра Банке», то мы допускаем франшизу не более 1% по ДТП и не более 5% по угону автомобиля.

Директор управления по работе с банками страховой компании «PZU Украина» Оксана Приндюк.

 

 

- Антимонопольный комитет Украины серьезно взялся за банки, которые пытаются навязать своим клиентам страховые компании. На ваш взгляд, требование АМКУ расширить список страховых компаний может серьезно повлиять на рынок автокредитования?

Виталий Жихарцев: 

- На первый взгляд, решение АМКУ для клиента выглядит позитивно. С другой стороны, если банк обязывают работать со всеми страховыми компаниями, возникает опасность, что среди них может оказаться ненадежный страховщик, который, например, не всегда выплачивает клиентам страховые возмещения. Если мы изучим статистику рынка финансовых услуг, то увидим, что из 400 страховых компаний 99% собранных платежей принадлежит первой сотне, оставшиеся 300 компаний - это «пустышки». Банк же в первую очередь интересуют две вещи: сохранность залога и качество предоставления услуг клиенту. Для того, чтобы эти вещи контролировать, и существует аккредитация страховых компаний.

Оксана Приндюк: 

- Я согласна с тем, что в этом решении есть как плюсы, так и минусы. Плюс заключается в том, что мы, как страховая компания, будем иметь доступ к большему количеству клиентов. Минус я вижу в том, что это может внести некую неразбериху на рынке, к тому же, если все 400 страховщиков смогут страховать автомобили, взятые в кредит, возникнут сложности и у банка. Как представитель страховой компании, я хочу отметить, что процедура аккредитации в любом банке - это довольно длительный процесс, и в ходе установления отношений с банком мы привносим очень много моментов, которые оказываются полезны клиенту, и в конечном счете условия для клиента становятся лучше, чем стандартные.

Кстати, добавлю, что АМКУ не запрещает банкам устанавливать процедуру аккредитации - он обязывает банки сделать процедуру прозрачной. Сейчас условия аккредитации и договора сотрудничества вывешены на сайтах банков, с ними можно ознакомиться и понять, на какие страховые компании ориентирован банк, попадаешь ли ты, как страховая компания, в эти условия или нет. Это действительно очень удобно.

Утром - деньги, вечером - ключи!

 

 

- Банки к страховым компаниям относятся достаточно придирчиво. Предъявляете ли вы такие же жесткие условия банкам-партнерам?

Оксана Приндюк:  

- Если говорить о нашей компании, то мы подходим к выбору банка очень внимательно. При оценивании и выборе банков-партнеров мы руководствуемся требованиями Госфинуслуг относительно диверсификации инструментов инвестирования, а также внутренней методологией. В ее основу положена система баллов, которые присваиваются за основные финансовые показатели и их динамику, наличие и уровень инвестиционного рейтинга у банка, принадлежность к той или иной группе по активам (согласно классификации НБУ). Словом, банки ежеквартально мониторят страховые компаний, а мы так же ежеквартально мониторим банки, с которыми работаем. 

Фото Максима ЛЮКОВА и Артема ПАСТУХА.

ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ

Как выбрать надежную страховую компанию?

Оксана Приндюк: 

- Достойные доверия страховые компании открыто размещают информацию о себе в Интернете. Обратите внимание на  основные финансовые показатели, динамику роста, резервы, которые формирует компания, структуру этих резервов (то есть, где страховая компания держит деньги, которые заработала). Безусловно, важное значение имеют отзывы клиентов. Собрав всю эту информацию, потенциальный клиент сможет понять, перед ним «пустышка», главная цель которой - краткосрочная финансовая выгода, или компания, нацеленная на качественную работу и продолжительное сотрудничество. 

По какому принципу вы выбираете страховые компании, с которыми работаете?

Виталий Жихарцев: 

- Процедура аккредитации страховых компаний состоит из двух основных направлений: оценка риска страховой компании  и оценка активности компании на рынке. Это основные показатели, на основании которых банки выбирают, работать со страховой компанией или нет.