Несмотря на то, что флоридский пастор Терри Джонс, прислушавшись к мнению президента США Барака Обамы, премьеров Ирака и Великобритании, главы Чечни Рамзана Кадырова, шефа Пентагона Роберта Гейтса и актрисы Анджелины Джоли, решил отменить свою громкую акцию расправы над Кораном и даже призвал других не делать этого, священную книгу таки сожгли.
В штате Теннесси пастор евангелист Боб Оулд на пару с еще одним священником все же демонстративно кинули две копии Корана в костер.
Что же заставило священников, людей, отличающихся железной верой в идеалы терпимости, пойти на столь радикальный поступок именно в девятую годовщину терактов? Может быть, всему виной мечеть, которую собираются разместить вблизи от места, где возвышались разрушенные террористами 11 сентября 2001 года башни-близнецы Всемирного торгового центра на Манхэттене? Ведь «отступник» Терри Джонс, планируя свою акцию, однозначно дал понять, что сожжение священной книги мусульман станет знаком протеста против строительства исламского центра. Ему вторят тысячи жителей Нью-Йорка. «Мечеть станет памятником исламским радикалам, взорвавшим башни!» - не устают повторять они.
Может быть, американцы доигрались в политкорректность? Ведь после терактов все без исключения американские политики повторяли как мантру: «Всему виной исламский терроризм!» Но потом, самолично взрастив в своих гражданах ненависть ко всему исламскому, они вдруг решили показать свою веротерпимость - построить на обломках Всемирного торгового центра мечеть.
После аутодафе, устроенного пасторами Корану, все ждут исламского ответа. Правительства ряда мусульманских стран объявили о введении мер по повышению безопасности. В Афганистане прошли демонстрации, осуждающие акт сожжения книги - в беспорядках уже погибли два человека и пять получили ранения.
Чем же может аукнуться Америке и всему западному миру пусть даже один, но весьма яркий и символичный костер?
Фото АП.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей МАРКОВ, политолог, депутат Госдумы РФ:
- В ответ на действия американских священников (хотя никакие они не пастыри, а оголтелые экстремисты) наверняка последуют какие-нибудь выступления. Может, спалят пару посольств США, увеличится поток добровольцев в радикальные отряды исламистов, атакующих американских военных в Ираке, Афганистане и других странах мира.
Америке придется заплатить за это десятками или даже сотнями жизней. Но принципиально ситуацию это не изменит. Кстати, я уверен, что в Америке Коран сжигали и раньше, но эти случаи просто не получили такой огласки.
Очень важно было, что все основные американские политики во главе с президентом США Бараком Обамой резко осудили эти «пиротехнические акции». Правы и те, кто говорит, что на месте терактов 11 сентября должны быть построены храмы различных религий, в том числе и мечеть. Ведь в числе погибших в 2001 году было немало мусульман.
Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем:
- Сжигание Корана - это, если хотите, столкновение цивилизаций, которое все больше обостряется. И оно, безусловно, принимает и будет принимать не только политические или экономические, но и вооруженные формы борьбы. И фронт ее будет пролегать не только через боевые позиции в Афганистане или Ираке, но и в душах людей. Прежде всего, конечно, мусульман. Даже в тех благополучных европейских странах, где они проживают большими диаспорами. И здесь уже нельзя исключать усиления мусульманского экстремизма или вооруженного терроризма. Антиисламская политика США неизбежно ведет к консолидации мусульманского мира, который будет бороться за свои идеи всеми доступными способами. В том числе и вооруженными.
Александр ВЛАДИМИРОВ, генерал-майор, вице-президент Коллегии военных экспертов России:
- Для того чтобы понять, какие возможные военные последствия могут иметь все эти демонстративные сжигания Корана, надо прежде всего признать, что мы имеем дело с обострившимся столкновением двух идеологий. С одной стороны, идеология радикального либерализма (со знаменосцем в лице демократических США) и идеология радикального политического ислама. Обратите внимание: куда бы ни ступила нога «солдат демократии» - там сразу усиливается терроризм. Мы видим это на примерах Косово, Ирака, Афганистана. Каждый такой район насильственной американской демократизации неизбежно обрастает противостоящим ему исламским боевым лагерем.
Сжигание Корана лишь подлило масла в огонь. Это идиотизм и варварство. И, несмотря на то, что глобальных изменений обстановки не будет, так как она благодаря США является «стабильно нестабильной», безусловно, все это приведет к усилению не только идейного, но и вооруженного противостояния - например, в том же Афганистане. Не исключаю, что такое же может произойти и в других странах, где дислоцируются части США или живут американцы.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Затрещало, зашаталось!
Владимир ВОРСОБИН
Как-то в роковой июньский день чахоточный юноша Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога Фердинанда, пытаясь пулей решить местечковую проблему (Сербия тогда мечтала вернуть Боснию). Но спусковой крючок револьвера не только опрокинул целый мир (три империи рухнули, 10 миллионов человек погибли), но и расчистил дорогу чудовищам - Ленину, Гитлеру, Сталину...
Прошел век. Теперь некто Боб Олд с помощью жидкости для розжига костров глумится над Кораном... Прекрасно понимая, чем его «художества» аукнутся беззащитным братьям-христианам в исламских странах. И что его искрометное (в прямом смысле) видео «Аль-Каида» благодарно использует для подготовки смертников?
Но для людей типа Боба или Гаврилы это не важно. Они остервенело пинают хрупкое мироустройство, по-геростратовски считая его несовершенным и заслуживающим «сожжения».
Впрочем, я все это, конечно, не к тому, что все беды человечества возникают из-за фанатиков-недотеп. Они лишь приводят приговор в исполнение... Пугает прочность мирового мироустройства. Оно подозрительно потрескивает и шатается. Запад и Восток идут настолько разными дорогами, что уже не только не понимают друг друга, но и не слышат.
Отчего до сих пор безотказная западная политкорректность, позволяющая строить мечеть на месте взорванного мусульманами Всемирного торгового центра, вдруг начала провоцировать конфликты, а христианские священники начали походить на пылких крестоносцев. И, чтобы затормозить взаимное отторжение, Западу и Востоку надо почувствовать страх перед возможным будущим. И они скоро почувствуют.