Пойдут к урнам и киевляне: им предстоит выбрать новых депутатов горсовета, а вот мэр столицы в этот раз избираться не будет - в 2007 году его выбирали досрочно.
МИЛЛИАРД ОТ ГОСУДАРСТВА
Согласно новой редакции закона о волеизъявлении, на проведение агитационной кампании отпущено ровно 50 дней. Центризбирком уже дал «отмашку»: еще в начале июля Рада выделила на выборы 1,04 миллиарда гривен. Правда, в ЦИК не скрывают, что бюджета не хватает - примерно на 30 процентов, и надеются получить деньги в ближайшие две недели.
- Стала дорожать бумага, да и вообще вся канцелярия, нужно также платить за составление списков избирателей, - поясняет нехватку средств экс-глава Центризбиркома Сергей Кивалов. - Необходимо просмотреть смету, и тогда станет видно, на что пойдут средства.
Вчера же обнародовали и график подготовки к выборам: в течение пяти дней (с 11 по 15 сентября включительно) ЦИК сформирует состав областных, районных и городских теризбиркомов, а до 30 сентября - сформирует избирательные участки. Выдвижение кандидатов всех уровней будет проходить с 27 сентября по 2 октября, а «мажоритарщики» будут выдвигаться с 1 по 4 октября.
СВОИ ПРЕДВЫБОРНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПАРТИИ НЕ РАСКРЫВАЮТ
В какую сумму выльются выборы на самом деле, не берутся прогнозировать даже эксперты. Впрочем, по мнению главы координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артема Биденко, уровень расходов вряд ли превысит траты политсил во время президентской кампании.
- На пике президентских выборов по Украине было задействовано 15 тысяч плоскостей (всего в Украине, по разным оценкам, до 85 тысяч. - Прим. авт.), и если даже принять за основу пиковые показатели по занятости, сравнимые с периодом президентских выборов, это выльется для отрасли в среднем в 30-40 миллионов гривен, - уверен эксперт. - Цены при этом аналогичны президентской кампании: в среднем политический борд обходится 2000-2500 гривен (для сравнения: коммерческий обходится в 1500-1600 гривен. - Прим. авт.).
Телевизионной и других видов рекламы, по мнению экспертов, на центральных каналах будет значительно меньше: она будет «распыляться» на региональные телекомпании. И то в основном в тех городах, где ожидается сильная конкуренция между кандидатами на пост мэра - во Львове, Одессе, Ивано-Франковске и Житомире. К слову, мэрскую кампанию в городе-миллионнике при наличии 4-5 альтернативных кандидатов эксперты-рекламисты оценивают в 10 миллионов долларов. Если кандидатов меньше, стоимость кампании падает в разы.
- Оценить, в какую сумму выльются выборы для кандидатов в целом, практически невозможно, - уверяет регионал Владислав Лукьянов. - Ведь очень многие траты будут производиться самими кандидатами, из их личных предвыборных бюджетов.
По предварительным подсчетам экспертов, на предстоящую предвыборную кампанию кандидаты потратят около $250 млн. - В городах-миллионниках стоимость кампании у каждого серьезного кандидата будет не менее 3-6 миллионов долларов, - рассказал «Комсомолке» директор аналитического центра «Стратагема» Юрий Романенко. - А вот мэрская кампания в городах помельче, например в Кировограде или Херсоне, стоит около 2-3 миллионов долларов.
АГИТАТОРЫ В ЦЕНЕ
А вот тем, кто хочет сам заработать на выборах, эксперты советуют как можно быстрее заявить о себе. Чтобы найти предвыборную подработку, идите в офис партии. Расскажите, кем хотите работать. Например, можно устроиться на «приработку» агитатором - это и участие в митингах, агитация на велосипеде, расклейка плакатов и раздача газет, агитация по телефону, проведение соцопросов. Такая работа оплачивается по негласным тарифам, обычно в пределах 20-30 гривен в час (или 100 гривен в день).
МИСТИКА
Проголосуем в Хэллоуин
Примечательно, что местные выборы в Украине сопровождает мистическое совпадение двух дат: кампания стартует в «черный день» в истории новейшей Америки - 11 сентября (день, когда террористы атаковали Всемирный торговый центр. - Прим. авт.), а на участки украинцы пойдут в День всех святых - кельтский праздник Хэллоуин, когда, по поверьям, на улицы высыпает всевозможная нечисть. Хочется верить, что негативная символика никак не повлияет на качество новоизбранных властей…
Фото Михаила МАРКИВА.