- Что сказать? Так и напишите - повезло мужикам, в рубашке родились! Ну и сами они герои, это уж без дураков! - Чувствуется, что опытный диспетчер Сыктывкарского аэропорта, рассказывающий «Комсомолке» о форс-мажорной ситуации, до сих пор под впечатлением от происшедшего. Еще бы - случай с посадкой борта Полярный - Москва в Коми вышел, мягко сказать, нерядовой даже для бывалых пилотов.
Утром 7 сентября на заброшенную взлетно-посадочную полосу Ижемского аэродрома в экстренном порядке приземлился самолет Ту-154М авиакомпании «Мирный». Лайнер летел из Полярного (Якутия) в «Домодедово». Но в пути отказала навигационная техника и полностью вышли из строя система электроснабжения и насосы, качающие керосин из топливных баков. Пришлось срочно искать место для посадки. Выбора не было - только райцентр Ижма на севере Республики Коми, где с советских времен сохранилась взлетно-посадочная площадка. Теперь оттуда вылетают разве что вертолеты, и то редко. Полоса короче, чем нужно большому лайнеру.
- Для «тушки» нужно не меньше 2 километров, а они посадили самолет на 1200 метрах! Да еще на какую полосу - заброшенную, разбитую! Фантастика! - восхищается коллегами диспетчер.
Как тут не вспомнить легендарный фильм «Экипаж».
Когда спасительная полоса кончилась, повезло: машина выкатилась к молодому сосновому лесочку. Он затормозил лайнер, и никто серьезной травмы не получил.
- Пассажиры экипажу аплодировали, конечно, - рассказывает нам Игорь Олесов, директор районного Дома культуры, где разместили пассажиров и героев-пилотов. - Выглядят все неплохо. Я не видел, чтобы кто-то плакал или смеялся, как часто после стресса, в истерике бывает. Летчики - командир Евгений Новоселов, второй пилот Андрей Ламапов, штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов - сразу медкомиссию прошли, я с ними пообщался. Физически и психически все у них вроде в порядке.
А пассажиры, похоже, так легко отошли от стрессовой посадки, что, попав волею судьбы в таежную Коми, воспользовались ситуацией и отправились... по грибы.
Через несколько часов пассажиров и экипаж вертолетами переправили в Ухту, откуда они смогли вылететь в Москву. Одна семейная пара категорически отказалась лететь и попросила отправить их поездом.
КСТАТИ
Это уже пятая авария c Ту-154 в этом году
24 января Ту-154 развалился на части при посадке в аэропорту иранского города Мешхед. К счастью, никто не погиб.
10 апреля разбился под Смоленском лайнер польского президента.
|
17 августа в новосибирском аэропорту Толмачево совершил аварийную посадку самолет Ту-154, летевший из Геленджика в Новосибирск. Подвело лопнувшее шасси.
24 августа в кубанской столице вынужденно сел Ту-154. На высоте 11 тысяч метров произошло задымление кабины пилотов.
31 августа лопнула покрышка шасси при взлете пассажирского самолета Ту-154, направлявшегося из Мешхеда в Тегеран. Возник пожар, самолет посадили, более сотни пассажиров эвакуировали.
Подготовила Марина САМСОНИК («КП» - Волгоград»).
|
ПРИЗНАНИЕ
Польское руководство продолжит летать на Ту-154
Денис КАБАНОВ
Несмотря на то, что именно на лайнере этой модели разбился президент Лех Качиньский.
«Этот самолет (Ту-154. - Ред.) отвечает условиям обеспечения безопасности полетов, - заявил вчера министр обороны Польши Богдан Клих. - Нет таких причин, чтобы премьер, спикеры сейма и сената не пользовались «Туполевым».
Версия того, что катастрофа польского борта № 1 под Смоленском случилась из-за неисправности президентского лайнера, была отвергнута практически сразу. Экспертиза показала, что Ту-154 был в идеальном техническом состоянии. Теперь на самарский завод «Авиакор» прибыла делегация из Варшавы, чтобы оценить капитальный ремонт другого Ту-154. Раньше на нем также летали высшие польские чиновники. И собираются продолжить эти полеты в дальнейшем. Машина вернется в строй к середине сентября.