Доказано УБОП: Cкоростной трамвай - брак

«Комсомолка» раздобыла документы, которые ставят под сомнение качество и безопасность линии на Борщаговку. Год назад «КП» опубликовала судьбоносное для строительства скоростного трамвая предписание главного госинспектора электротранспорта Министерства ЖКХ (от авт. № 13/20/26 от 17 апреля 2009 года).

Если по новым рельсам вагон разгонится до 80 км/час, крепления не выдержат.

 

Год назад «КП» опубликовала судьбоносное для строительства скоростного трамвая предписание главного госинспектора электротранспорта Министерства ЖКХ (от авт. № 13/20/26 от 17 апреля 2009 года). Специалист назвал стройку века опасной. Делом занялись прокуратура и УБОП. С тех пор в министерство пришли новые люди, но изменились ли технологии на самой стройке? Руководство города заявило: спорные моменты исправили, брак заменили, дополнительные деньги выделили. Новая дата открытия объекта - 14 октября 2010 года. Но так ли все хорошо на стройке века? Документы, которые оказались в редакции, вновь ставят под сомнение безопасность и качество скоростной линии на Борщаговку. 

КРЕПЛЕНИЯ ВСЕ-ТАКИ БРАКОВАННЫЕ

Станет ли дата 14 октября 2010 года окончательной в эпопее под названием «открытие скоростного трамвая»? Ответить на этот вопрос пока не может никто. На прошлой неделе руководство столицы поручило «Киевпастрансу» в десятидневный срок предоставить доказательства надежности строительства. 

«Комсомолке» удалось раздобыть заключения государственной научно-исследовательской лаборатории железнодорожного транспорта Украины. Эти исследования заказаны киевским Главным управлением по борьбе с организованной преступностью. Расследуя воровство бюджетных гривен, которые должны были идти на реконструкцию трамвая, оперативники проверили качество креплений ИМЕТ (производитель - акционерное общество «Механика». Именно их решил использовать «Киевпастранс». - Авт.), которые удерживают скоростные рельсы. Несколько образцов отправили в лабораторию.  

Согласно документам, ученые провели три исследования - испытали крепления на твердость, остаток деформации, а также на силу прижатия. Результаты превзошли все ожидания. Вот выдержки из заключений (копии документов смотрите на сайте kp.ua)

Протокол № ДНДЦ УЗ ВЛ 052-2010 (испытание креплений на твердость) от 15 июня: 

«Образцы клемм, которые предоставлены для исследования, не соответствуют нормам. Рабочий образец имеет низкую твердость, которую невозможно определить данным методом. Из необходимых 46 единиц твердости мы имеем в среднем 12».

Протокол № ДНДЦ УЗ ВЛ 053-2010 (исследование остаточной деформации) от 17 июня: 

«Исследованы 5 образцов клемм, их остаточная деформация не соответствует нормам, что связано с низкой твердостью материала».

Протокол № ДНДЦ УЗ ВЛ 054-2010 (измерение силы прижатия вкладыша) от 23 июня:

«Исследованы 5 образцов, сила прижатия вкладыша не соответствует нормам. При необходимом значении 1,12 мы имеем 0,60, что соответствует 50%». 

«ЭТО ТИХИЙ УЖАС!»

Если эти исследования проводились еще в начале лета, почему до сих пор их держат в секрете? И знают ли об этих документах городские управленцы, коль они так смело говорят о дате открытия трамвая? За ответами мы обратились к Леониду Збарскому, заместителю директора Научно-исследовательского конструкторско-технологического института городского хозяйства. Заслуженный транспортник страны уверен - новое руководство Киева недостаточно осведомлено о ситуации с трамваем.

- В противном случае никто бы об открытии не говорил, - считает Леонид Збарский. - Я знаю о результатах УБОП, видел заключения. Это тихий ужас. Когда милиция получила заключения, они шокировали всех: ни один из показателей не отвечает норме. Простыми словами, это брак. Если начнется эксплуатация, прокладки просядут, усилие прижатия клеммы станет еще меньше. При резком перепаде температур или экстренном торможении рельсы расползутся. Почему так произошло? Кто-то решил сэкономить на строительстве и украсть деньги. Ведь можно соорудить простой трамвай, а деньги взять как за строительство скоростного. А чтобы навар был больше, положить при этом бракованные крепления. 

Как же вышло, что в акционерном обществе «Механика» решились оборудовать этими креплениями линию для перевозки пассажиров? Мобильный телефон директора этой фирмы молчит вторую неделю, а в офисе нас заверили: Анатолий Ивановский на больничном. Кстати, из достоверных источников нам удалось узнать, что он неоднократно вызывался на допрос и сейчас может находиться на подписке о невыезде. 

 
 

«НАМ ПОДСУНУЛИ ПРОСТЫЕ РЕЛЬСЫ» 

Учитывая результаты экспертизы, возникает вопрос: на каком основании городские транспортники решили ставить на эти рельсы скоростной трамвай? В Научно-исследовательском конструкторско-технологическом институте городского хозяйства вообще считают, что скоростную линию никто строить не собирался.

- Все должно делаться по ГОСТу, - говорит замдиректора института Леонид Збарский. - Если мы говорим о скоростной линии, значит, это бесстыковой, температурно напряженный путь. Но в нашем случае это простой трамвай, такой же, как на Подоле. Если по этим рельсам разогнаться до обещанных 80 км/час, вместо Борщаговки вагоны попадут на тот свет. Правда, в «Киевпас­трансе» уже говорят, что трамвай не будет набирать большую скорость, хотя при соблюдении всех норм он может брать рубеж в 80 км/час, а за рубежом эти вагоны летят и под 100. Зачем тогда мы строим заграждения, барьеры, потратив на это огромные средства? 

Леонид Збарский уверен: руководство «Киевпастранса» должно набраться смелости и сказать людям правду. После чего провести повторную реконструкцию.

- Все нужно делать по правилам. А  коль у нас не те крепления, рельсы, технологии, нужно удалить все верхнее строение и перестроить его, - считает Леонид Владимирович. - Это большие деньги, минимум 140 млн грн., но эти средства украдены. Вот заберите их и пустите на реконструкцию.

Государственная научно–исследовательская лаборатория железнодорожного транспорта Украины сравнила 5 образцов креплений из скоростной линии с гостами. Результат шокировал всех.

Согласно документам, исследованы 5 образцов. Результат не соответствует нормам.

Исследования заказаны главным управлением по борьбе с организованной преступностью в Киеве.

КОМПЕТЕНТНО

Золотая линия

За консультацией мы обратились в Киевской институт железнодорожного транспорта. Здешние специалисты пристально следят за реконструкцией трамвая и говорят, что за выделенные деньги можно выложить путь золотыми рельсами.

- Стройка этого трамвая по цене (на реконструкцию линии на Борщаговку уже ушло около 500 млн грн.) сопоставима с сооружением скоростной железнодорожной ветки «Сапсан», - считает преподавательский коллектив института. -  За эти деньги мы могли бы ездить на Борщаговку со скоростью 250, а не 30 км/час, которые планируются на трамвайной линии. Что касается технического состояния, изначально мы консультировали строителей, а потом нас перестали слушать и сделали все по-своему. Результат налицо.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Cуд может остановить стройку в любой момент

Мы встретились с главным государственным техническим инспектором городского электротранспорта Вячеславом Николаенко, который в апреле прошлого года выдал резонансное предписание министерства ЖКХ. С тех пор Вячеслав Вячеславович в министерстве больше не работал, но это не мешает бывшему инспектору пристально следить за проблемной стройкой.

- Линия непригодна к скоростной эксплуатации. Я говорил об этом год назад, готов повторить и сейчас,  - говорит Вячеслав Николаенко. - Город снова выделял деньги на исправление неточностей, но куда они подевались, я не знаю. Объект находится в таком же состоянии, как и год назад. Никто кардинально там ничего не делал.

По словам Вячеслава Николаенко, сейчас идет несколько судебных процессов. Если бывший инспектор выиграет дело, предписание о запрете эксплуатации придется выполнять, его самого восстановить в должности, а об открытии скоростной линии можно будет забыть как минимум на год.

- Суд несколько раз откладывался, - продолжает Вячеслав Вячеславович. - Но мы ждем позитивного решения в ближайшее время. Линию нужно полностью перестраивать. Кроме того, мне бы хотелось посмотреть на тех людей из Министерства ЖКХ, которые возьмут на себя ответственность за ее испытание и эксплуатацию. Чтобы ее открыть, нужно разрешение комиссии, и не думаю, что кто-то пойдет на такой риск.