Будет ли дальше дорожать метро?

Вчера утром киевлян ждал неприятный сюрприз: после двухнедельного выжидания власти подняли стоимость проезда в подземке до 2 гривен.

Теперь киевляне платят за метро на 30 копеек больше. Мелочь, а неприятно...

ГДЕ 30 КОПЕЕК?

Вчера с самого утра возле касс метрополитена, как обычно, собирались очереди за жетонами. И это несмотря на то, что власти упростили жизнь кассирам - при цене жетона в 2 гривны сдача выдается быстрее. Оказалось, очередь возникла не из-за проблем со сдачей, а из-за того, что некоторые пассажиры «качали права» у окошек касс. 

- Безобразие! Почему цену за проезд подняли? - возмущается одна пассажирка на станции «Крещатик», которая, просунув в кассу две гривны, не получила ожидаемой сдачи. 

Кассир невозмутимо тычет пальцем в табличку. На ней указано: «Проезд в метро 2 гривны» - и просит не задерживать. 

К окошку кассы подходит молодая женщина с маленьким ребенком, дает в кассу деньги и просит двадцать жетонов. 

- Вчера надо было запасаться, - буркнул кто-то из очереди. 

Женщина поморщилась, получив жетоны по новой цене, и поспешила к турникетам. Кстати, у многих пассажиров остались заранее купленные жетоны по 1,7 грн., и едут они с сегодняшнего дня, как говорится, «по дешевке». 

- Я спокойно отношусь к подорожанию проезда. Городские власти еще неделю назад объявляли о повышении цены, вот и дождались обещанного, - грустно пошутил один из пассажиров, 22-летний Александр Яценко. - Думаю, многие морально были готовы, что жетоны будут по 2 гривны! 

- Неприятно, что за каждую поездку придется на 30 копеек больше платить, - говорит 45-летний Сергей Слимак. - Но что поделаешь, да это и не такие уж большие деньги. Лично я метро на маршрутку точно не променяю! 

 

СУД ДА ДЕЛО

Повышение проведено технично, даже придраться не к чему. 5 августа вышло распоряжение КГГА, а 26 августа новый тариф зарегистрировали в Минюсте. Спустя две недели город получил новые цены. Киевские власти остались как бы ни при чем, мол, повысить тарифы обязал суд. Напомним, 1 ноября 2008 года проезд в метро вырос с 50 коп. до 2 грн. Потом тариф снизили до 1,7 грн. В результате Киевский метрополитен подал в суд на КГГА и выиграл его. Прискорбно то, что в мэрии это решение молчаливо «одобрили», так и не воспользовавшись правом на апелляцию. 

- Жетоны менять не будем. Одна поездка по пополняемой бесконтактной карте также стоит 2 гривны, цены на проездные пока остались старыми, - пояснили нам в пресс-службе КП «Киевский метрополитен». 

А вот на что будут тратить дополнительную прибыль, ответить затруднились. 

В то же время в КГГА говорят, что на сегодняшний день себестоимость одной поездки в метро составляет 2,4 грн., то есть новый тариф покрывает только 80 процентов. А вот депутаты Киевсовета, которые обязаны контролировать повышение тарифов, в этих цифрах не уверены.

- Мы не знаем, какой на сегодня обоснованный тариф на проезд в метро, поэтому не можем сказать, обоснованны ли эти 2 гривны. Единственное, что нам сообщили в метро, так это то, что подорожание на 30 копеек увеличит ежемесячную прибыль предприятия на 6,6 млн гривен, - пояснил Дмитрий Олийнык, глава транспортной комиссии Киевсовета. 

В Киевсовете также сомневаются, что дополнительные средства улучшат ситуацию в метро, которое взяло кредиты для закупки 100 вагонов под 26 процентов.  

- Прискорбно, что повышение тарифов, как показывает практика прошлых лет, к улучшению качества услуг не приводит. После подорожания проезда с 50 коп. до 1,7 грн. поездов больше не стало, наоборот, их интервал движения увеличился, новые станции так и не были открыты, - говорит Сергей Мельник, член бюджетной комиссии Киевсовета.

В мэрии считают по-другому. Дополнительные копейки помогут предприятию улучшить финансовое положение и направить больше средств на обновление материально-технической базы - от оборудования до новых вагонов. 

- Повышение тарифа позволит нам начать рассчитываться по зарплате в транспортной отрасли. Кроме того, метро сможет проводить более качественные ремонты оборудования и обеспечить хорошее техническое обслуживание, - пояснил начальник ГУ транспорта и информации Евгений Водовозов. 

Есть мнение, что это подорожание не последнее. По словам Сергея Мельника, если решат, что выборов в столице этой осенью не будет, то цены начнут расти на проезд во всех видах пассажирского транспорта. 

- Относительно дальнейшего подорожания проезда в метро, к сожалению, я должен ответить утвердительно. Но оно с местными выборами не связано никак. Да и обоснованный тариф в 2,41 грн. неясно откуда взяли. Аудит в подземке не проводили уже семь лет. Городу нужно искать средства для метро не за счет поднятия тарифов, а за счет пересмотра его хоздеятельности. В частности, прибыли от рекламы, - говорит Дмитрий Андриевский, депутат Киевсовета. 

P.S. Как бы там ни было, а у киевлян осталось твердое ощущение, что их обманули. Скажите, зачем было заявлять, что жетоны поменяют на новые? Ну купили бы люди пару десятков, недельку-другую смогли бы поездить чуть дешевле. Не разбогатели бы от этого, конечно, но и метро вряд ли обеднело бы. А так из нас в очередной раз сделали дураков.