«Не гаснет память и свеча, поклон вам, дорогие ветераны» - на стенде, посвященном Великой Победе, имена всех ветеранов - постояльцев Вышневолоцкого дома-интерната для престарелых и инвалидов в Тверской области.
Их здесь около трех десятков. Имя Николая Михайловича Дудина - в числе первых. В торжественной обстановке ему должны были вручить медаль «За освобождение Белоруссии», которую прислал лично Александр Лукашенко.
А накануне Николай Михайлович в начале пятого утра, когда все постояльцы дома престарелых еще спали, достал припрятанную десятилитровую канистру бензина, вылил на себя одним махом и поджег.
Комната на третьем этаже семиэтажки вспыхнула. Едкий дым пополз по коридорам. Пожарная сигнализация сработала мгновенно. Рядом дежурный пост, и две медсестры забежали в комнату. Пытались погасить живой факел, но безуспешно...
Пожарные приехали на место через пять минут. Но ветерана и еще восьмерых спасти не удалось. Двое из них, соседи Дудина, погибли на месте, еще шестеро - в больнице.
- Задохнулись угарным газом, - пояснил начальник пресс-службы управления МЧС по Тверской области Кирилл Невский.
«ПРОСНУЛИСЬ - КРУГОМ ДЫМ…»
Николая Михайловича здесь помнят бодрым и веселым.
- Он балагур был, мы вместе с ним телевизор смотрели. Никаких черных мыслей у него не было, - вспоминает знакомая Дудина Татьяна Унгер. У нее была комната № 27, у него - № 28. - А тут проснулась - дышать нечем, кругом дым… Я платком прикрылась, потом санитарки прибежали, стали выводить нас.
Сейчас Татьяна Унгер и еще 60 постояльцев третьего этажа размещены в соседнем корпусе. Их будут расселять по другим интернатам. Старики плачут: и соседа по этажу жалко, и родных стен жалко.
В ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ ПОПРОСИЛСЯ САМ
Поджог ветеран спланировал заранее. Купил бензин на автозаправке в 200 метрах от дома престарелых и спрятал в своей комнате. Канистру пронес в пакете - никто не проверил.
На вопрос, почему он решился на такой отчаянный шаг, есть простой - квартирный - ответ.
Для Николая Дудина Вышневолоцкий - уже третий интернат, до этого были подобные заведения в Куженкино и Ржеве (оба в Тверской области). Сам он из закрытого территориального образования (ЗАТО) «Озерный» в Бологовском районе - это территория крупной воинской части. Там у него была своя квартира, которую он отписал дочери. Но та сразу после получения документов перестала за ним ухаживать. Вот мужчина и обратился в соцзащиту, чтобы помогли с местом в интернате. А потом опять захотел квартиру получить. Тем более всем ветеранам обещали их дать.
- Его поставили в очередь на получение жилищной субсидии 14 июля 2010 года, - говорит начальник Департамента социальной защиты населения Тверской области Валентина Махринская. - В октябре этого года должен был прийти федеральный транш, и он смог бы приобрести жилье по государственной программе.
Заместитель директора Вышневолоцкого интерната Виктор Шаракин признался, что о перипетиях ветерана с жильем знал, даже помогал оформлять документы. Пенсионер очень хотел помочь внучке. Фактически для нее квартиру и вымаливал. Долго ходил по инстанциям. Но недавно сломался.
- Две недели назад Михалыч неожиданно заявил мне: «Знаю, что деньги на покупку новой квартиры уже пришли. Да только уверен, что чиновники не отдадут их. Ну да я их проучу! Такое с собой сотворю, что ух!» - вспоминает Шаракин.
Тогда замдиректора не придал значения словам ветерана. Оказалось - зря...
Фото Ирины ТАРАСОВОЙ.