Одним из художников был Курт Вестергаард. Он изобразил, в частности, пророка с чалмой на голове в виде бомбы с подожженным фитилем.
Официально газета заявила, что такой шаг - это их вклад в споры о критике ислама и цензуре. А редактор Флемминг Роуз, который и принимал решение о публикации, был более категоричен: «Современное светское общество отрицается мусульманами. Они требуют особого положения, настаивают на особом отношении к их религиозным чувствам. Это не вяжется с современной демократией и свободой слова… Мы относимся к мусульманам как к любым другим гражданам этой страны. И этим говорим им: «Мы все равны».
Публикация вызвала волну негодования среди мусульман по всему миру. А то, что потом многие газеты других стран (более полусотни), почуяв интересную тему, разместили те же рисунки и на своих страницах, привело протестующих в состояние, близкое к помешательству. Оскорбленные мусульмане оскверняли флаги стран, допустивших публикации. Запылали здания посольств Дании в Сирии, Ливане и Иране. Протесты перерастали в столкновения с полицией. В итоге погибли около 100 человек!
Пораженные европейцы как могли доказывали свое законное право на свободу слова. Ведь никто не запрещает карикатуры на другие религии или, например, на политических деятелей. Почему должно быть по-другому в данном случае?
Андерс Фог Расмуссен, бывший в то время премьер-министром Дании, даже назвал происходившее худшим международным кризисом Дании со времен Второй мировой войны. Однако когда послы 11 мусульманских стран попросили у него аудиенции для обсуждения «циничного поведения датских журналистов, направленного против ислама и мусульман», им был дан лишь письменный ответ. Ссылаясь опять же на свободу слова, им тактично дали понять, что «датское правительство не имеет инструментов влияния на прессу».
С тех пор конфликт не затихает. Определенно он перешел в разряд глобальных.
Например, в Иране газета Hamshahri решила ответить подобным на подобное. В 2006 году они опубликовали сатирические рисунки, отрицающие и высмеивающие… холокост (массовое уничтожение гитлеровцами евреев). А совсем недавно, в мае 2010-го, в шведском университете во время лекции, несмотря на присутствие полиции, исламисты напали на художника Ларса Вилкса за то, что три года назад тот изобразил Мухаммеда в виде собаки. Надо сказать, «Аль-Каида» назначила за его голову награду в 100 000 долларов и особое поощрение, если его убьют, «как овцу», то есть перережут горло.
И вот новый поворот. Здание редакции Jyllands-Posten, заварившей эту кашу пять лет назад, огораживают забором с колючей проволокой. Из-за опасений террористических атак! Забор высотой 2,5 метра и длиной один километр будет построен по совету датской службы безопасности. Помимо этого, ужесточен пропускной режим на территорию здания и усилены меры безопасности в офисах журналистов. Въезжающие машины попадают в зону досмотра. Причем вначале за ними закрываются одни ворота и лишь потом открываются другие. Сотрудники газеты и посетители теперь могут попасть в главное здание только после прохода через особую зону безопасности. И все это в центре старой доброй Европы! Уму непостижимо…
А что остается делать, если журналисты газеты до сих пор регулярно получают угрозы в свой адрес?
Тем не менее на вопрос, жалеет ли он о своем решении опубликовать карикатуры, Флемминг Роуз ответил: «Не жалею… Думаю, это то же самое, что спросить у жертвы изнасилования, жалеет ли она о том, что надела в тот день короткую юбку».
Сам автор изображения Мухаммеда с бомбой на голове уже не первый год живет в условиях повышенной опасности. А с 2008-го он официально под охраной полиции Дании. На 75-летнего Курта Вестергаарда покушались несколько раз. Последняя попытка - 2 января 2010 года, когда в его дом ворвался сомалиец-убийца с топором в руках и криками: «Месть!» С Куртом в этот момент была его внучка. Хорошо, что к тому времени в доме художника оборудовали специальную защитную комнату. Она-то их и спасла. Но с тех пор с ним круглосуточно дежурит охранник.
Велика вероятность, что в ближайшее время Курту придется увеличить число телохранителей. Грядет новая волна ненависти. Дело в том, что он собирается опубликовать книгу мемуаров, в которую войдут его лучшие рисунки. А на обложке - как раз пророк с бомбой.
Автор уверяет, что такая обложка вовсе не провокация. По его мнению, вывести на передний план свою самую известную работу - естественный ход. Так поступил бы любой художник. Курт убежден, что конфликт цивилизаций назревал долго, а его творения лишь стали катализатором. Однако стоит отметить, что книга не поступит в свободную продажу, а будет печататься по запросу. Хотя вряд ли это утихомирит разъяренных мусульман.
Совершенно ясно, что конфликт отражает не только борьбу за свободу слова. В Дании он приобрел уже антииммигрантскую тональность. В этой крошечной, по нашим меркам, стране около 4% мусульман. Почти все - первое поколение иммигрантов.
Датчане (многие из которых атеисты) боятся «исламизации» своей страны. К примеру, им очень сложно понять отношение мусульман к женщинам. И, конечно, вызывает негативную реакцию нежелание таких иммигрантов ассимилироваться в датское общество.
Это не единственное место в Европе, где мусульмане все настойчивее начинают диктовать свои законы и требовать особых условий и для себя, и для своей религии.
Но почему те же датчане должны идти у них на поводу? В своей стране!
Понятно, что местным мусульманам не прибавит популярности колючая проволока вокруг редакции газеты.
Тем временем на улицах Копенгагена стали появляться плакаты с изображением той злосчастной карикатуры. Под ней подпись: «Не нравится этот рисунок? Отправляйся домой».
Мы в «Комсомолке» обсуждали, стоит ли иллюстрировать этот материал датскими карикатурами. Однако решили не публиковать их, чтобы не увеличивать количество зла в нашем обществе. Но, по мнению редакции, рисунки не могут быть поводом для кровавой мести.
В той же Дании известнейший художник-карикатурист Херлуф Бидструп создал не одну веселую картинку с изображением христианского бога. Но это никак не поколебало авторитета Всевышнего.
Фото АП.