Их лица снились ему четыре с половиной года. А сейчас эти двое тупо смотрели в пол и отводили глаза. 13 марта 2005 года именно они ворвались в ту злополучную баню. Плескали бензином. Вязали ему руки. Бросили спичку... Роман Колесников смотрел в эти лица и вспоминал.
Он был истопником в бане. Шесть утра. Он открыл дверь на стук. Его сбили с ног, оглушили чем-то - кажется, пистолетом...
Он вспоминал тот страх. Не за себя - на втором этаже отдыхали после смены его жена Надя, работавшая в бане официанткой, и повар Света Пижурина. А дома ждал 12-летний сын. И Свету тоже ждал сын.
Он вспоминал, как кричал, умолял: «Берите деньги! Что хотите берите! Только уходите!» А они орали: «Заткнись и передай хозяину, чтобы сворачивал бизнес!»
Он вспоминал приторный запах бензина. Как разорвал скотч на кулаках. Как бился между выходом и лестницей наверх, где уже умирали Надя и Света...
- Вы можете опознать тех, кто это сделал? - встряхнул Романа следователь.
- Да, могу.
ПРЕСТУПНИКОВ ИСКАЛИ ПЯТЬ ЛЕТ
В ту мартовскую ночь парни были без масок. Приехали в пригород Ямное из Воронежа на белых «Жигулях». Причем не угнанных, а личных. По дороге в село засветились на заправке - купили там 20-литровую канистру бензина. Тем не менее сразу их не нашли.
- Тогда у следствия было две версии: личная неприязнь к сотрудникам или владельцу бани и заказ со стороны конкурентов. Однако ни одна из них не нашла доказательств, - рассказывает Андрей Сурин, следователь.
Тогда Роман Колесников и следователям, и журналистам говорил, будто нападавшие прятались за масками, и он их лиц не видел. Боялся за сына. Но было очевидно: вряд ли скромный банщик умудрился нарваться на такие разборки. А хозяин бани Валерий Горлов упорно твердил: «Со всеми дружу, никого не подозреваю...» Следователи, которые в то время вели дело, приостановили его через три месяца. В 2006-м папку по бане подняли из канцелярии - в селе сожгли пару машин, и дела пытались увязать. Но не вышло.
|
Установить одного подозреваемого удалось лишь 10 декабря прошлого года. Следователи узнали: к поджогу пятилетней давности может быть причастен Игорь Панкратов*. Это казалось почти невероятным. Игорь - в прошлом известный спортсмен, чемпион Европы и мира по спортивной акробатике. Работал в Цирке на проспекте Вернадского в Москве, потом в Германии... Контракт с немцами закончился у него как раз в 2005-м. Он вернулся в Воронеж и стал готовить документы для поездки в Канаду. Но что-то не заладилось, Игорь осел дома - вел с женой мелкий бизнес, воспитывал ребенка.
Оперативники задержали Панкратова прямо посреди улицы, и акробат во всем признался. Практически сразу следователи получили и стопроцентное доказательство: на пепелище бани Игорь потерял шапку, почти пять лет ее берегли в специальном хранилище вещдоков. Когда Панкратова взяли, специалисты провели генетическую экспертизу волос с шапки и его волос - точная копия.
А через 12 дней после задержания Панкратова второй поджигатель - Сергей Воронин - пришел сам. С вещами. «У него просто не оставалось выбора», - говорят следователи. Парень тогда, кстати, трудился охранником в частной фирме.
ТРЕТИЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ «УШЕЛ ИЗ ДОМА И НЕ ВЕРНУЛСЯ»
Один из главных вопросов, на который пока ответа нет: где третий поджигатель? Ведь их было трое. Кроме Воронина и Панкратова, еще Виктор Панин - «криминал» и дважды уголовник. Оба раза освобождался условно-досрочно за примерное поведение. Первый раз не досидел два года из семи. Вышел в июне 2004-го и вскоре сжег ту самую баню. Вторую судимость получил в 2007-м, когда дело по бане задвинули в стол. Во время ссоры Витек стукнул неудачно знакомого - и тот больше не встал. Никому и в голову не могло прийти, что тогда в Ямном все устроил и спланировал именно Панин.
Зато теперь, когда Панкратов и Воронин сдали своего подельника, выяснилось: тот пропал без вести! Буквально за неделю до того, как задержали Игоря. Говорят, «ушел из дома и не вернулся», без мобильника и без паспорта. Сейчас Панин объявлен в федеральный розыск. А ведь именно он мог бы ответить на второй главный вопрос, который сейчас заводит в тупик. За что они сожгли Надю и Свету, чего добивались? Панкратов и Воронин - взрослые, вменяемые люди - объяснялись со следствием, точно школьники, которые разбили в классе окно. «Нас Витя попросил - и мы пошли... Зачем? Ну просто так...»
- Они по молодости и глупости согласились. Им ведь тогда было по двадцать с небольшим, а Виктор старше на десять лет, авторитет, - говорит следователь Андрей Сурин. - Парни жили на одной улице, знали друг друга. Игорь уверяет: им идея с поджогом бани казалась чем-то вроде развлечения.
УБИЛИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ?
Во время следствия парни до последнего утверждали: сжечь баню хотели, а с людьми - ну просто так неудачно получилось. Вот ведь и к Роману Колесникову снизошли, связали только руки, и он выбрался из огня. В итоге, если сложить картинку событий той ночи, юридически получается: женщин убил Воронин, Панкратов только со спичками играл. Кажется издевательством, но по статьям Уголовного кодекса выходит так.
- Игорь Панкратов разлил бензин и бросил спичку. А Сергей Воронин увидел одну из женщин - Светлану, когда та на крики спускалась со второго этажа, и заставил ее подняться обратно. Тем самым он обрек подруг на гибель, огонь отрезал их от всех выходов, - поясняет следователь Сурин.
Но ведь о том, что в помещении были женщины, должны были знать (или догадываться) все присутствующие в тот момент в бане. Роман говорит, что кричал об этом не раз и не два.
- И все-таки, по закону Воронину за умышленное убийство грозит пожизненный срок. А Панкратов будет отвечать за поджог, повлекший по неосторожности смерть человека, - объясняют следователи.
Да, за это дают до пяти лет. За просто поджог - только до двух. Но Роман Колесников такую «логику» закона понять не сможет никогда:
- Зачем тогда их вообще нашли? Через пару-тройку лет Панкратов выйдет на свободу и будет жить рядом со мной. А как при этом смогу жить я?
…Роман показал фотографию жены. Снимок сделан за год до ее гибели - Надя с сыном на фоне моря. Это фото Роман всегда носит с собой. Он больше не женился. Муж другой погибшей женщины - тоже.