Евгений Гришковец: Пелевин – навсегда устаревший писатель

Известный писатель и драматург рассказал, почему его романы невозможно экранизировать, и почему он не верит в гороскопы.

Шестая международная киевская книжная ярмарка собрала громкие имена. Правда, такого ажиотажа, который создал своим приездом Евгений Гришковец, наверное, не ожидали даже организаторы.

Встреча писателя с почитателями его творчества прошла в одном из книжных магазинов столицы. От наплыва народа было трудно дышать, но мало кто рвался от Гришковца на свежий воздух.

О ПОДГОТОВКЕ К СПЕКТАКЛЯМ

На сцене я не играю. Я такой же в жизни, как и перед зрителями.  Вы знаете, я совсем не люблю перед спектаклем долго сидеть в гримерной, готовиться. Я и репетировать долго не люблю. Спектакль «По-по» мы с Александром Цекало репетировали всего три недели. 

О ПОСЛЕДНИХ ВЕЛИКИХ

Всегда есть ощущение, что я напишу книгу, и мир станет лучше. Но сейчас не время литературы, не время поэтов и крупных музыкантов. Серебряный век еще настанет. Но я уверен, появись «Битлз» сейчас, вряд ли они стали бы популярнее Леди Гаги. Миру не нужен ни новый Толстой, ни Достоевский.

Нет ничего великого сейчас: ни кино, ни политиков, все, кто пытается таковыми стать, выглядят нелепо.  Недавно умер последний – Майкл Джексон, такого еще долго не будет. Еще остались крупные, но не великие. Не может сейчас появиться еще один Элвис Пресли.

Вы спрашиваете о Викторе Пелевине? Пелевин – навсегда устаревший писатель. Он остался в своих 90-х. Да, его «Чапаев и пустота» - интересная вещь, он больше он меня не впечатлил. Дуэт имени Чехова и то тексты пишет смешнее.  

О ВЕРЕ В ГОРОСКОПЫ

В гороскопы не верю. Я родился в одном роддоме в один день с другим мальчиком. У нас разница была в полчаса. Потом мы жили в одном доме, а потом мы выросли и он убил четверых человек. Так вот если кто-то мне скажет, что разница в полчаса может так повлиять на судьбы людей - я не поверю. Думаю, это все шарлатанство. 

О ЖИВОПИСИ

Я собираю живопись 60-х, разные индустриальные пейзажи, паровозы, то, что не любил в юности и полюбил сейчас. Всего у меня порядка 30 картин – небольшая коллекция. 

Не люблю Айвазовского. Это – попса, такой вот  Филипп Киркоров от живописи. Такого моря, как у него на картинах просто не бывает. Ну да, написал он приличную работу -  «Девятый вал». Ну, можно же что-то за всю творческую деятельность приличное и написать.

ОБ ЭКРАНИЗАЦИИ СВОИХ КНИГ

Не думаю, что они когда-нибудь будут экранизированы. Попытки уже были – брали роман «Рубашка», но все заканчивалось на стадии написании сценария. К ним невозможно написать сценарий! Мои романы слишком литературные. Чем лучше литература, тем сложнее ее экранизировать. А я считаю, что пишу хорошо. Пример? Да тот же режиссер Бортко. Снял гениальное «Собачье сердце» по вполне посредственной повести, и безобразно экранизировал «Мастер и Маргарита».

О ТОМ, БУДУТ ЛИ ЕГО РОМАНЫ ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ

Мне бы этого не хотелось. Вот, представьте себе: задают школьникам прочитать мои романы, потом пересказать их или написать сочинение. И они мучат их, а потом заканчивают школу, и ни разу не открывают мои книги. И новые не покупают, потому что читали их по принуждению, а не по желанию. Можно сказать, школа лишает меня будущих доходов.