Вместе с коллегами он подготовил программу по реформированию данной отрасли. О перспективах этой программы Городний рассказал в интервью.
ХРУЩЕВКИ ОПАСНЫ ДЛЯ ЖИЗНИ
- Максим Аркадьевич, какая ситуация в сфере ЖКХ сегодня в Украине? И действительно ли отрасль нуждается в масштабном реформировании?
- Состояние ЖКХ - эта та проблема, которая сегодня волнует каждого человека в нашей стране, потому что жилье, тепло, вода - это наш быт. И, к большому сожалению, эта отрасль на сегодняшний день находится на грани краха. Именно поэтому, я считаю, она нуждается в масштабном реформировании, чтобы выйти из разряда планово-убыточных.
Для примера давайте посмотрим на состояние жилищного фонда. Около 3/4 жилых домов в Украине нуждаются в капремонте. Из 80% всех хрущевок вообще должны немедленно выселить людей и делать там серьезнейшие ремонтные работы - эти сооружения уже несут реальную опасность для жизни, их ресурс давно исчерпан. А ведь 27% украинских семей как раз и живут в таких домах - в первых хрущевских сериях. Если проблемой капремонтов не заняться кардинально, многие дома очень скоро вообще могут начать проседать и рушиться.
Но эту проблему нужно решать в комплексе. Именно поэтому мы готовили программу, учитывая все направления: воду и водоотводы, горячее водоснабжение, жилищный фонд, свалочные полигоны и так далее.
- Тем не менее о необходимости реформирования ЖКХ не раз говорили и представители власти. Но ситуация только ухудшается. Как вы считаете, в чем причина?
- На недавнем заседании нашей экспертной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Киеве я озвучил организационные вопросы деятельности комиссии и конкретные шаги, с которых необходимо начинать реформирование отрасли. Главные цели - преодолеть монополизм на рынке коммунальных услуг, стимулировать конкуренцию среди их поставщиков. Необходимо создать национальную комиссию по регулированию тарифов на отопление и воду, которая следила бы за методикой формирования этих тарифов, за правильностью их начисления и пр.
|
Далее нужно заменить коммунальные субсидии адресной социальной помощью - это будет более справедливый подход к тем, кто вынужден считать каждую копейку. Пришло наконец время реализовывать программу по обеспечению населения качественной питьевой водой.
НАЧИНАТЬ НУЖНО С ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕХ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ УСЛУГАМИ ЖКХ
- С чего вы бы предложили начинать?
- Думаю, с объединения тех, кто нуждается в услугах этого самого жилищно-коммунального хозяйства. Правительство недавно дало понять: государство будет финансировать ремонт домов, но только тех, где были созданы ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов) и где ведется практическая работа. Лично я солидарен с такой установкой правительства - оно фактически подталкивает жильцов к тому, чтобы те создавали ОСМД.
- То есть вместо нынешних сотрудников жэков убирать подъезды, чинить трубы будут сами жильцы?
- Не волнуйтесь, работники жэков никуда не должны исчезнуть. Кто бы что ни говорил, но, на мой взгляд, среди них достаточно профессионалов, и они должны постепенно перейти на работу в ОСМД. Их необходимо привлекать к обслуживанию домов, которые управляются жильцами.
Бывшие слесари, сантехники жэков будут заинтересованы в добросовестной работе, ведь они станут обслуживать конкретные дома, где оплата труда зависит от качества выполненной работы. Это выгодно как объединению совладельцев многоквартирных домов, так и работникам, поскольку размер их зарплаты будет зависеть от сделанной работы.
- Тогда зачем нужно создание объединения совладельцев многоквартирных домов?
- Залогом успешной работы ОСМД должно стать как минимум создание стабилизационных фондов. Это общий кошелек-копилка, в который ежемесячно вносят деньги сами жильцы. Средства накапливаются и затем используются по мере необходимости - например, для назревшего капительного ремонта дома. ОСМД должны, на мой взгляд, жить и действовать объединенно, консолидировав свои силы и средства в ассоциации ОСМД - тогда больше шансов сэкономить деньги и использовать их максимально результативно.
- Но если идея прогрессивна, почему в столице таких ОСМД насчитывается совсем немного?
- Если быть точным, то на сегодняшний день доля ОСМД в Киеве составляет 4,7%. Это капля в море. Причина? Все просто. Местные советы делают все, чтобы не расставаться с чрезвычайно выгодной для них системой жэков, одним из наиболее архаичных отростков плановой экономики СССР. Кроме того, разговоры о том, чтобы, например, капитальный ремонт заложить в тариф на обслуживание жилья, так и остались разговорами. Все это привело к тому, что мы сейчас имеем. Поэтому считаем, что другого пути просто нет. И рано или поздно общество придет к пониманию, что только эта система способна вытянуть всю отрасль ЖКХ из той ямы, в которой она оказалась.
|
В ЕВРОПЕ ДЛЯ БИЗНЕСА ЖИЛИЩНЫЙ СЕКТОР ОЧЕНЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН
- Для проведения реформ нужны средства. За счет чего вы предлагаете реформировать ЖКХ?
- Позиция «Сильной Украины» состоит в том, что необходимо впустить частного инвестора в сектор ЖКХ, который проведет модернизацию коммунального хозяйства. Мы считаем, передача объектов и сетей ЖКХ в аренду или собственность частным инвесторам поможет повысить качество услуг и установить конкуренцию среди поставщиков коммунальных услуг. В Европе сектор ЖКХ очень привлекательный для бизнеса, так как спрос на коммунальные услуги - постоянный. Украине тоже необходимо сделать ЖКХ привлекательным для инвестиций.
- На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство базируется на местных органах самоуправления. Они управляют системой жилищно-коммунального хозяйства в каждом регионе. И вы предлагаете государству полностью отказаться от ЖКХ?
- Если говорить о международном опыте, то практически везде в мире сфера ЖКХ либо частная, либо смешанного типа - с государственными и коммунальными долями. У нас на сегодняшний день местным советам не хватает денег на то, чтобы проводить амортизационные отчисления, капремонты. Поэтому, мы полагаем, одним из выходов станет передача целостных имущественных комплексов в аренду или приватизацию. Но при этом роль местных советов не умаляется. Мы предлагаем создание предприятий со смешанным капиталом, в котором есть и частные инвестиции, и общественное имущество, чтобы всем вместе добиваться успехов в реформировании ЖКХ. Местные советы как участники этого процесса выполняют контролирующую роль. Они следят, чтобы инвестиции шли по назначению и компания добивалась позитивного результата.