Первый космонавт
19 ноября страна получила "космический" повод для гордости. В полет на американском шаттле многоразового использования "Колумбия" отправился первый (и пока что последний) космонавт независимой Украины.
О полете украинца в космос с американцами договаривался лично Леонид Кучма. Летчику-испытателю, входившему в группу по использованию многоразовой космической системы "Буран" Леониду Каденюку пришлось немало попотеть перед стартом. Месяцы подготовки, испытания в герметичных сурдокамерах, когда приходилось непрерывно работать трое суток кряду - американская космическая программа не любит слабаков. Каденюк выдержал, и, дав свое последнее передстартовое интервью, отправился в космос - там ему предстояло проводить эксперименты с растениями, изучая, как влияет на их рост невесомость.
Вечером 1 февраля 2003 года Леонид Каденюк следил в прямом эфире за тем, как спускался с орбиты американский шаттл "Колумбия" - тот самый, на котором сам он летал в космос 6 лет назад. Через полторы минуты он должен был заходить на посадку на мыс Канаверал. Однако внезапно от крыла шаттла оторвались обломки, и после яркой вспышки трансляция прекратилась.
В тот день погибло 7 человек, в том числе и Колпана Чавла - женщина-астронавт индийского происхождения, покорявшая космос вместе с Леонидом Каденюком.
Суд над "белым братством"
9 февраля состоялось последнее заседание Киевского городского суда по делу о "Белом братстве". Официальные чиновники говорили о "сектантах" вполголоса – у бывшей комсомольской активистки Марины Цвигун (именуемой "живой богиней", "Марией Деви Христос") и ее мужа, в прошлом прогрессивного инженера-кибернетика Юрия Кривогогова все еще оставалось немало сторонников. Зато на кухнях и во дворах теологические споры не утихали: общество, еще два года назад безразлично смотревшее на быстрорастущие общины со странным названием "Юсмалос", поспешило осудить "отступников".
Само вероучение "белого братства" являло собой винегрет из религиозных представлений христианства, буддизма и индуизма. Религиозно-нравственная деятельность его адептов заключалась в накоплении "божественной благодати", последствием которой укреплялась аура, уничтожающая зло. "Братчики" отказывались от паспортизации и вообще какой-либо цифровой идентификации, полагая, что таким образом на них наносится "метка зверя" и их обращают в "биороботов". Против руководителей секты в начале 90-х возбудили уголовное дело, и они скрылись в Польше.
10 ноября 1993 года произошел "рецидив": члены братства, ожидавшие "сошествия святого духа", захватили Софиевский собор. Милиция, усиленная сотрудниками ОМОНа, арестовала святотатцев, а прокуратура обвинила их в захвате общественных сооружений и посягательстве на здоровье граждан.
Суд приговорил Цвигун и Кривоногова к 4 годам заключения. Выйдя из тюрьмы в начале нового века, "Мария Деви" отправилась в Россию, где основала аналогичную секту.