1991-й: Первый конкурс красоты, отрезные купоны, крымский гамбит и непонятный референдум

Первый конкурс красоты

Невест для отечественных буржуа начали готовить задолго до того, как те надели малиновые пиджаки и завели первые мерседесы – "кубики". 2-3 февраля 1991 года во Дворце культуры "Украина" состоялся Первый национальный конкурс красоты: 24 вчерашние пионерки и комсомолки в закрытых и открытых нарядах демонстрировали исключительно физические и высокоморальные аспекты красоты.

Хотели уже как лучше, а получалось еще как всегда: в перерывах зрителей почти американского по формату шоу развлекали хор имени Верёвки и ансамбль имени Вирского. Победившая в жесткой борьбе 17-летняя киевская студентка Ольга Овчаренко получила контракт на 25 тысяч "деревянных" рублей и тур в Канаду на празднование 100-летия трудовой эмиграции украинцев. Первая мисс Украины известна намного меньше, чем, например, первый президент или первый космонавт: забросив учебу на родине, красавица страны номер один через год уехала в США, где проживает и по сей день.

 

 

Отрезные купоны

Судьба отнеслась к украинской экономике с иронией: последним премьером Советской Украины и первым премьером Украины независимой, стремительно переходящей на рыночные рельсы, стал руководитель Госплана Витольд Фокин. Самой известной мерой его правительства стало введение "Карточки потребителя с купонами".

Нововведение стало последним оплотом в борьбе с рынком и предприимчивыми гражданами, которые вывозили ширпотреб за пределы страны или пытались спекулировать дефицитом на месте. При расчете за товары в магазинах кроме денег теперь требовали еще и специальные купоны. "Бумажки", как называли их в народе, печатали на листах формата А4 и выдавали вместе с зарплатой или пенсией. При расчете за товары кассирши ножницами отрезали купоны на нужную сумму от листа.

Без этих карточек можно было расплатиться за услуги, купить лекарства, книги, прессу или предметы роскоши в комиссионке. В результате необходимые товары не стали для граждан более доступными, а проблем при расчетах лишь прибавилось - попытки устаканить ситуацию, ослабив контроль государства за производством и движением товаров, имели обратный эффект.

 

 

Крымский гамбит

С приходом независимости тихий курорт забурлил. Массовое возвращение на полуостров крымских татар, депортированных Сталином перед Второй мировой войной, началось еще в 1989 году. Два года спустя ситуация накалилась до предела: около 150 тысяч поселенцев, не имеющих ни жилья, ни работы, обиженных на судьбу и верующих в Аллаха внесли в жизнь в основном русских крымчан сильное напряжение. В июле был создан Меджлис крымскотатарского народа, а возглавил его известный  диссидент и общественный деятель Мустафа Джемилев.

По инициативе Крымского областного Совета народных депутатов 20 января 1991 года был проведен первый в СССР референдум. За "воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора" высказалось 93% крымчан. А 12 февраля Верховный Совет УССР от греха подальше поспешил принять Закон о восстановлении Крымской АССР в составе УССР. С тех пор бывшая "всесоюзная здравница" превратилась в постоянную головную боль киевских властей.

 

 

Непонятный референдум

17 марта 1991 года прошел Всесоюзный референдум, посвященный "переформатированию" СССР. Ни серьезных предпосылок, ни последствий он не имел, а в историю вошел, как неудачная попытка сохранить Союз.

Идея нового союзного договора пришла в голову Горбачеву после того, как по СССР прокатился "парад суверенитетов": соответствующие декларации приняли все республики и даже РСФСР, хотя, пожалуй, только русские не кричали о том, что кто-то "съел их сало" и "выпил горилку". Референдум был посвящен идее создания нового союза – а вопрос, вынесенный на обсуждение, звучал довольно лукаво: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?"

В итоге по Союзу "да"ответило 76% голосовавших, в УССР – 70%. Но в Украине одновременно со всесоюзным референдумом провели и собственный, задав громадянам тоже весьма туманный вопрос: "Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основах Декларации о государственном суверенитете Украины?". На это положительно ответили 80% участников.

Определиться в ответах было довольно сложно, но большинство считало, что "да" во Всесоюзном референдуме означало поддержку сохранения СССР, а "да" во всеукраинском – поддержку суверенитета. "Против" по обоим вопросам выступили просвещенная столица Киев и три области – Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Тогда Галичина впервые показала, что у нее особое, независимое мнение. Через несколько месяцев это мнение меньшинства было реализовано в масштабах всей страны.