Детей в Нежине губят жара и неизвестный вирус

Лишь когда в городском интернате скончался второй ребенок, оттуда позвонили в горбольницу и сказали: «У нас умерли двое и будут умирать еще. Что делать?»

По данным Минздрава, из 15 госпитализированных воспитанников Нежинского интерната один - в тяжелом состоянии, двое - в состоянии средней тяжести, остальные - в удовлетворительном. Информация об инфекционных болезнях не подтверждается.

В ГОРОДЕ ПАНИКА

Небольшой город Нежин Черниговской области уже несколько дней словно бы вымер. На улицах никого, опустели рынки и магазины. Здесь говорят, что даже в гости друг к другу стараются не ходить - боятся неизвестной инфекции, которая погубила пятерых детей из местного интерната, а еще 15  уложила на больничную койку (см. вчерашний выпуск «КП» и сайт kp.ua). Ползут слухи: ситуация вышла из-под контроля, а инфекционное отделение горбольницы забито не только интернатовскими детьми, но и самими нежинцами. У всех одинаковые симптомы - высокая температура, пневмония, а при вскрытии обнаруживается опухоль мозга (именно так и было у всех умерших детей). 

На въезде в город сразу несколько нарядов ГАИ. Сами милиционеры объясняют, почему стоят здесь: уже несколько дней город не покидает начальство из Киева. А для нежинцев гаишники - это еще один повод для страха. «Вот-вот город закроют полностью», - опасаются они. 

Тот самый интернат - для детей с поражением центральной нервной системы - стоит практически на въезде. Но туда не попасть. «Карантин. Езжайте в местную больницу», - коротко отвечают крепкие ребята, охраняющие корпуса, обнесенные высоким забором. 

ВРАЧИ ПОДОЗРЕВАЮТ H1N1, НО ПРОСЯТ НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ

В больнице - настоящее столпотворение. Представители СЭС, Минздрава, прокуратуры… Все разом выясняют: почему в интернате начали умирать дети? Почему местное начальство не забило тревогу вовремя - ведь первый ребенок скончался еще 7 августа? 

А ребятам, которые уже попали в инфекционное отделение, лучше. Еще в четверг у них всех температура была под сорок, в пятницу - 37,7. Им приятно внимание. Они заглядывают в глаза чиновников, лица которых скрыты марлевыми повязками, улыбаются… 

Эти дети или не говорят вообще, или речь их почти не разобрать. Так что рассказать, как им было плохо, не могут. 

- Это вирусная инфекция, - говорит нам главврач больницы Владимир Левковский. - Больше ничего пока сказать не могу. Мы отправили анализы в Киев, ждем результат. Не исключаем даже вариант H1N1. Вообще ничего пока исключать нельзя. Одна из версий: в интернат инфекцию занес сотрудник.

- Как так получилось, что первый ребенок умер 7 августа, а тревогу забили несколько часов назад?  - интересуемся мы.

- Думаю, ничьей вины здесь нет. Поймите, воспитанники интерната - дети необычные, чрезвычайно ослабленные. У нас в реанимации лежит девочка 17 лет, а весит она, как пятилетний ребенок. Может, звучит цинично, но умирают такие дети часто, даже при самом внимательном уходе, и это все непредсказуемо. Вот в интернате и не заметили опасности, когда 7 августа умер первый ребенок. Обвинять кого-либо я бы не стал.

- СМИ пишут: в интернате плохие условия. Это правда? 

- Нет, условия там хорошие. Один пример: в нашей больнице на питание одного больного тратится 4,50 гривны, в интернате -  30 гривен. Дети там живут нормально.  

В этот момент в коридоре больницы появляется замминистра здравоохранения Раиса Мостовенко. Она только что закончила осмотр больных, комментирует: 

- Мы сейчас определяем, что это за инфекция. К сожалению, в Украине нет высокоточных систем, поэтому результаты будут получены с задержкой.

- Откуда у них опухоль мозга?

- Это не из-за инфекции, - уверена чиновница. - Дети с поражением ЦНС часто страдают гидроцефалией, а в таком случае опухоль мозга - обычное явление. Высокая температура могла это явление усилить. И, пожалуйста, не пугайте людей:  никакой страшной заразы нет. Свою роль сыграли и ослабленный организм больных детей, и страшная жара, при которой даже здоровые могут умереть от высокой температуры... 

В ДЕТСКОМ КОРПУСЕ НЕТ ВОДЫ И ТЕМПЕРАТУРА ПОД 40

Словам чиновников хочется верить. Именно «хочется», потому что часто в жизни бывает не так, как у них на словах.

Мы возвращаемся к интернату без особой надежды попасть вовнутрь. Но нам везет - к воротам этого учреждения подъезжает черный «Мерседес» с правительственными номерами. Ворота немедленно отворяются, и следом за ним мы проскакиваем вовнутрь. Из «мерса» выходит замглавы Администрации президента Анна Герман. Охрана, не пускавшая  прежде, снова пытается нас выдворить. Но Анна Николаевна говорит: 

- «Комсомольская правда» в Украине»? Пожалуйста, пусть журналисты останутся… 

Заходим в корпус. Первое, что ощущаешь, - чудовищная жара. На улице в этот момент +43, в интернате разве что на пару градусов ниже. 

- Я решила проехаться по магазинам, купить вентиляторы и привезти сюда, - рассказывает Анна Герман. - И, представляете, ни в одном магазине в Нежине вентиляторов нет!

И уже обращаясь к персоналу, спрашивает: 

- Объясните, пожалуйста, почему так жарко? В кабинете вашего мэра так же жарко? Вот бы сходить и измерить температуру в его кабинете…

- Наш мэр в тюрьме сидит, - встревает кто-то в разговор - и разговор сразу переходит в иное русло…

 (Городской голова Нежина Михаил Приходько был арестован еще в 2009 году Генпрокуратурой по подозрению в вымогательстве взятки в 20 тысяч долларов.)  

«ПУСТЬ ЯНУКОВИЧ ПРИКАЖЕТ РОДИТЕЛЯМ МЕНЯ ЗАБРАТЬ»

Анна Герман привезла детям ноутбук, мобильные телефоны и канцтовары. Оказывается, она уже приезжала в интернат - утром в пятницу, а потом отправилась за покупками. Приобрела именно то, что просили дет и, а по поводу вентиляторов уже распорядилась - их привезут из Киева. 

Второй шок: в здании нет воды. Чайники - на кухне, на первом этаже, куда большинство детей спуститься попросту не могут.

А вот насчет тех условий, которые зависят от персонала… Повсюду чисто, новая мебель, металлопластиковые окна, аккуратное свежее белье на каждой койке. Так что содержат больных детей действительно неплохо. 

К слову, чиновницу высшего эшелона дети сразу узнали. 

- Анна Николаевна! Пожалуйста, скажите Януковичу, чтобы он приказал - именно приказал - моим родителям забрать меня отсюда! - старательно выговаривает слова мальчик по имени Сергей.

Немного трогательно. Но некоторые моменты все-таки настораживают. 

Герман садится возле другого больного парнишки. Ему 23 года, но он не может написать даже собственное имя - не умеет. 

- Давай учиться! - предлагает замглавы АП. 

И всего через несколько минут парень корявым почерком выводит на листе бумаги: «Олег». Так его зовут. 

И как же получается, что гостье из Киева удается то, чего персонал не мог сделать за два десятка лет?  

Говорить с нами сотрудники интерната отказываются. 

- Работает комиссия! Все идет естественным путем, - срываясь на крик, «комментирует ситуацию» директор Елена Гармаш, удаляясь в свой кабинет… 

P.S. Напоследок еще один факт для размышлений. Персонал горбольницы на вопрос, кто же виноват, отвечает: виновна администрация интерната. 

- Когда умер первый ребенок, они нам даже не сообщили, - рассказывают врачи горбольницы. - Когда умирал второй, они вызвали неотложку, но даже не объяснили зачем. Наша машина полтора часа простояла возле ворот, но никто не вышел. И лишь потом они позвонили в больницу и сказали: «У нас умерли двое и будут умирать еще. Что делать?»

Анна Герман и один из воспитанников интерната.

 

 

Фото Максима ЛЮКОВА.

ОФИЦИАЛЬНО

Прокуратура возбудила уголовное дело «по факту»

После того как президент распорядился проверить ситуацию в связи со смертями детей в Нежинском интернате, местная межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по статьям «неподобающее выполнение обязанностей относительно охраны жизни и здоровья детей» и «неподобающее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником». Расследование по этому делу поручено следственно-оперативной группе прокуратуры Черниговской области. Ход досудебного следствия взят на контроль Генеральной прокуратурой Украины.