Отрава с наценкой за обслуживание

«Комсомолка» с помощью читателей выяснила, чем нас кормят в курортных кафе и ресторанах.

Статья «Ужин у моря: хорошо, но дорого» вызвала целую бурю эмоций. В редакцию постоянно звонят читатели и рассказывают о «секретах» отечественного общепита, которые им вольно или невольно довелось узнать. Желание хозяев ресторанов и кафе сэкономить, дабы сохранить рентабельность на прежнем уровне, вполне понятно. Но способы этой «экономии» действительно ужасают!

ПРОСРОЧЕННЫЕ НАПИТКИ

В крымском кафе, куда на лето устроилась работать наша читательница Наталья, закупают напитки с давно истекшим сроком годности. 

- Случайно услышала телефонный разговор коммерческого директора, из которого поняла, что закупочная цена литра просроченного сока составляет 3 грн., в то время как в нашем кафе он продается по 24 грн. за литр!  - рассказывает Наталья. - Понятно, что упаковку с истекшим сроком годности на стол клиентам мы не ставим - просроченные напитки в основном пьют те, кто заказывают не литр сока, а стакан. Совсем другое дело - морсы. Цена у них такая же, как у соков, - 24 грн./литр, зато подаются они в графинах. Посетителям мы говорим, что варим морсы сами, а на самом деле это точно такая же негодная продукция, купленная по 2,50 грн./литр.

По словам новоиспеченной официантки, кроме напитков кафе закупило просроченную консервацию (кукурузу, зеленый горошек, соленья), а также… порционные сливки!

- Одному Богу известно, как они не прокисли в такую жару, ведь срок их годности истек еще в январе! Когда клиент заказывает кофе со сливками, каждый раз внутренне содрогаюсь: мне кажется, скандала не избежать… Но пока все обходилось, - поделилась переживаниями Наталья.

СУП ДНЯ

В меню многих кафе и ресторанов предлагается так называемый «суп дня», и чем он отличается от других первых блюд, нам поведала официантка Карина.

- Блюда дня отличаются от других тем, что их можно попробовать только сегодня. К таким блюдам относится и суп дня, который обычно варится с утра и потом целый день стоит на очень маленьком огне. Суп не кипит, но всегда находится, что называется, «в полной боевой готовности».

Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что произойдет с супом, который в 35-градусную жару целый день стоит на плите. Разумеется, он прокиснет! Но ушлые официанты умудряются продать даже эту прокисшую гадость!

- Как-то под вечер в ресторан зашла девушка, которая и заказала этот злополучный суп дня, - продолжает рассказ Карина. - И надо же такому случиться: суп действительно к тому времени прокис! Но об этом я догадалась лишь после того, как посетительница пожаловалась на странный вкус блюда. Конечно, признаться в том, что блюдо прокисло, я не могла и предложила ей выбрать что-то другое. Девушка выбрала грибной суп, который - вот уж действительно не повезло! - был супом дня накануне. Но я об этом не знала, поскольку накануне была не моя смена. Попробовав ложку грибного, девушка поменялась в лице и пулей вылетела из ресторана. Больше я ее среди наших клиентов не замечала...

Вообще историй о «ресторанном обслуживании» у официантки Карины масса. Главное же негласное правило заключается в том, что блюда, которые по каким-либо причинам клиент требует заменить, на самом деле практически никогда не заменяются. Если отбивная упала на пол, или же при подаче на стол палец официанта окунулся в суп, или в нарезку прокрался таракан - во всех этих и других случаях блюдо уносят «за кулисы», там помеху (например, таракана) убирают, а потом это же блюдо торжественно вносится в зал под видом нового. Максимум, что могут сделать для замыливания глаз клиенту - переложить содержимое в другую посудину, и тут уж даже самый дотошный завсегдатай не подкопается!

А однажды на пол упал целый поднос бутербродов с икрой, причем - в полном соответствии с законами Мерфи - все как один шлепнулись икрой вниз! Ну не выбрасывать же их, в самом деле? Бутерброды аккуратненько подняли, икринки тщательно собрали и водрузили на место, а чтобы было незаметно, что блюдо уже побывало в некотором «употреблении», сверху украсили дольками лимона и веточками петрушки.

«МЕРТВОЕ» МЯСО

- В июле ездила в Бердянск - старинная приятельница открыла там мини-отельчик со своей кухней. Простенький обед - суп, порция картофеля и салатик - стоит 35 грн. На вопрос, почему так дорого, приятельница по секрету рассказала, что в начале сезона к ней пожаловали молодые ребята и сказали, что, если она не хочет никаких проблем, с каждого обеда должна «отстегивать» 10 гривен. Хозяйка долго не думала и просто поменяла ценник в меню - с 25 на 35 грн. И проблем действительно нет - ни с санэпидстанцией, ни с пожарными, ни с другими структурами, - рассказала нам наша читательница Валентина.

Самый большой навар, по ее словам, хозяева кафе имеют на мясных блюдах.

- При мне оптовик привез мясо по смешной цене - 20 грн. за килограмм, при том что 100 грамм шашлыка в местных кафешках стоит 30-35 грн., - продолжает Валентина. - По виду, скорее всего, мертвятина. В детстве я подолгу проводила время в селе, и, помню, бабушка говорила: мертвятина выглядит сухо. Вот и хозяйская кошка, понюхав мясо, выгнула дугой спину и зашипела - может, сородича почуяла?..

Свежее мясо не выставляют и под видом «мяса для шашлыков со специями», а на гриле не готовят свежих кур - и с этим приходится мириться. Если даже в отечественных торговых точках не спешат снимать с полок товар с указанным на упаковке истекшим сроком годности, что уж тут говорить про мясо, о свежести которого могла бы рассказать лишь уснувшая совесть продавца…

КСТАТИ

Национальные особенности колбасы, кур гриль и шаурмы

Недавно видеозаписи, сделанные в ресторанах быстрого питания в Лос-Анджелесе, облетели весь мир. Оказалось, что молодые люди, работающие на кухне, чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу, тушат сигареты о продукты, роняют их на пол. В миксерах живут тараканы, а мыши лазают по ночам на оставленном для разморозки мясе. Единичный случай, но все-таки: в мае 2000 года трое подростков, работавших в одном из нью-йоркских фастфудов, были арестованы за то, что около 8 месяцев (!) плевали и мочились в блюда. Вы думаете, у нас лучше?

Известно, что многие работники кафешек не едят в родном заведении, если только сами не приготовили себе порцию. А моя соседка, 15 лет отработавшая на мясокомбинате, не ест колбасу в принципе - ни вареную, ни копченую, не сыровяленую - никакую! Говорит, что у нее аллергия, но, поскольку к колбасе также не притрагиваются ее муж и дети, вывод напрашивается сам собой: дело не в аллергии, а в «особенностях производства». 

Заставить продавца кур гриль съесть то, что он продает, можно разве что под дулом пистолета, да и то вряд ли. Все дело в том, что реализаторы «аппетитных» курочек не только прекрасно осведомлены о способах, которыми курице придается товарный вид (уксус, соль, перец, приправы, специи, пищевые красители, раствор марганца и даже раствор хлора), но и о том, что в гриле одна и та же птица может «загорать» до двух-трех недель. Ну а самые безнадежные куры - то есть те, что прокрутились на гриле совсем уж неприличные сроки, - становятся шаурмой. Недаром эти палатки часто соседствуют друг с другом.

Для наших мам и бабушек информация о протухшем мясе не являлась «секретными данными» - ужасающий запах быстро расставлял все точки над «і». Однако с развитием химической промышленности и расширением рынка приправ на «говорящий запах» можно не рассчитывать: вчерашняя тухлятина, щедро сдобренная специями, пахнет более чем аппетитно.

- Шаурма готовится очень быстро не в последнюю очередь благодаря тому, что для нее используется мясо, которое уже начало разлагаться. Думаю, то же самое можно сказать и о шашлыке в некоторых заведениях, - рассказал наш читатель Андрей. По его словам, он продавал шаурму всего два месяца, и этого хватило для того, чтобы полгода он на мясо вообще смотреть не мог - сразу подкатывала тошнота.

Недаром говорят: меньше знаешь - крепче спишь…

Рисунок Олега ЛОКТЕВА.