А если бы Кучма остался на третий срок?

Украинские политологи рассуждают о том, сохранились бы у нас олигархи, гражданское общество и социальные гарантии.

Читали когда-нибудь на заборах: «Данилыч, вернись»? А что думали в этот момент? О задержках зарплаты в полгода или больше? О крайней бедности, ставшей атрибутом и простых работяг, и спецов высокой квалификации? Последним было проще - они уезжали из страны туда, где их встречали теплее и денег сулили побольше. 

Или вы вспоминали другого Данилыча?

- Я согласен с политологами и экспертами, утверждающими, что в полном объеме десятилетие пребывания Леонида Кучмы у власти можно будет оценить лишь спустя некоторое время, - отмечал депутат предыдущего созыва (кстати, непримиримый оппонент «красного директора» Кучмы) Олег Беспалов. - Наверное, это и есть признак масштабной личности - умение действовать так, чтобы твои современники не были однозначны в своих оценках. 

Кучму давно не встретишь на митингах или политтусовках. Изредка объективы фотокамер выхватывают экс-президента Украины на светских раутах, в обществе звезд и миллионеров. Обычно Кучма выглядит довольным, улыбается, предпочитая строгим классическим костюмам, соответствующим его прежнему статусу, светлые брюки и рубашки с коротким рукавом. Увидишь его - и не поверишь, что этот человек управлял Украиной. Между прочим, самой богатой страной бывшего СССР…

9 августа у Леонида Кучмы день рождения - 72 года. Накануне мы решили задаться простым вопросом: какой была бы Украина, если б Кучма остался на третий срок? И попробовали в этой связи ответить на несколько вопросов. 

ВНЕШНИЕ ПРИОРИТЕТЫ: РОССИЯ ИЛИ НАТО? 

Ответ на этот вопрос обманчиво прост. 

Кучма дружил с Путиным, и при этом в его времена начались международные учения с участием Украины - НАТО. А еще при нем был «Морской старт» - совместный военно-космический проект Украины, США и еще ряда стран. Никто не обижался, все «большие» участники геополитики полагали, что Украина верна ему одному. Такая вот многовекторность. 

Впрочем, не все согласны с такой точкой зрения. 

- Он делал бы то, что сейчас делает Янукович. Работал бы над созданием единого союза Украина - Россия - Беларусь с подключением Казахастана, - утверждает Олег Соскин, директор Института трансформации общества. - Но ему подобное сделать было бы легче, чем сейчас. Ведь сейчас уже практически 40 процентов населения ориентированы на вступление в НАТО - причем это наиболее активная и реальная часть населения. При Кучме ситуация выглядела совершенно иначе. 

ВНУТРИ СТРАНЫ: ОЛИГАРХИ ПОЯВИЛИСЬ, ПОТОМУ ЧТО ИХ ПРИДУМАЛ ПРЕЗИДЕНТ

- Говорить о том, как развивалась бы страна, останься Кучма на третий (четвертый и т.д.) срок, некорректно, - отмечает Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга. - Кучма свой выбор сделал сам, на третий срок он идти не захотел. А те фокусы, которые мы наблюдали, - решение Конституционного суда (о праве президента баллотироваться еще один раз) и прочая ерунда, были просто демонстрацией верноподданичества. В том, что это было не спонтанное решение - уйти на покой, я не сомневаюсь. Потому что это решение сопровождалось намерением изменить всю политическую систему, существовавшую в стране. 

- Зачем ему было переходить к иной форме правления? И еще один вопрос, не менее важный: зачем надо был стяжать в своих руках так много власти? 

- Начну со второго. Он прекрасно понимал, что сверхпрезидентская республика имела смысл на том этапе, когда в стране происходил масштабный передел собственности. От этого передела нельзя было уйти. Требовалось разделение собственности, относительно честное (потому что на сто процентов честного быть не может, это утопия), хотя бы для сохранения гражданского мира и спокойствия. 

- Но справедливый ли это подход? Кстати, ведь Кучму обвиняли в том, что он раздал государственные ресурсы, пусть не «любим друзям» - этот термин появился позже, так просто своим… 

- Было всего два подхода, касающихся распределения госсобственности. В странах центральной и восточной Европы свой крупный бизнес просто «замочили». У новых членов Евросоюза национального капитала нет вообще. Он скуплен на корню транснациональными корпорациями. В Чехии нет ни одного чешского банка, и так было еще до вступления Чехии в ЕС. В таких условиях страна не в состоянии обеспечить своих граждан работой, социальными гарантиями. Пресловутый «польский сантехник» (польский «заробитчанин» в Европе. - Прим. авт.) - это как раз следствие такого подхода. Зато есть и плюсы: эти страны вошли в ЕС. 

- А Кучма выбрал другой путь, - подключается к нашей беседе Александр Горянчик, эксперт Украинского центра независимых экономических исследований. - Он, раздавая государственные ресурсы, укрепил элиту, и она теперь сама способна защищать свой бизнес и, соответственно, само государство. И сейчас, когда и у нас, и в России идут разговоры по поводу возможности отдачи предприятий госсектора Москве (вспомним хотя бы историю КБ «Антонов»), все это кажется маловероятным. Украинский бизнес не будет делиться, насколько бы пафосом дружбы ни были пронизаны заявления власти. 

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: МИЗЕРНЫЕ ПЕНСИИ И НИЩЕНСКИЕ ЗАРПЛАТЫ

«Донашиваем, доедаем… Доживаем» - шутка кучминских времен, которая могла бы стать обличением тогдашней системы. Действительно мизерные зарплаты, их вечные задержки, нищенские пенсии и социальные пособия. Это и являлось основным козырем обличителей «кучмизма», которых не перечесть. 

Но тогда остается вопрос: почему же на заборах появляются надписи вроде «Данилыч, вернись»? Он ведь не вернется. В интервью разных лет Леонид Кучма признавался в этом: он не вернется, потому что его достала работа, доброжелатели. А возможно, и… ощущение вины за ошибки, которые он допускал уже потому, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. 

- У Кучмы был стержень, который, пусть не напрямую, а исподволь, народ ощущал, - отмечает Александр Горянчик. - Кучма строил капитализм, совершенное общество, которое на тот момент - в десятилетку его правления - совершенным еще не было. И тем не менее в отличие от некоторых других президентов он показывал свою равноудаленность от олигархических кланов, он правильно выстроил внешнюю политику, он даже закон и порядок навел на улицах (хотя это тема отдельного и очень долгого разговора). И народ чувствовал в нем этот государственный стержень, особенно на контрасте с безвольными, бесхребетными и корыстными политиками, пришедшими ему на смену. Отсюда, собственно, и ностальгия. Она, если разобраться, не всерьез: когда пишут «Данилыч, вернись», мечтают вовсе не о Кучме, а о новом сильном политике, который может сплотить Украину. 

Что еще мы услышали об экс-президенте

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:

«Третий срок Кучмы - это на самом деле первый срок Януковича. Конечно, с поправками на нынешний закат Европы и подъем России. Но жизнь сама реализовала эту сказку - «Данилыч, вернись». Во многом, хотя и не во всем, нынешнего президента можно считать продолжателем начатого дела». 

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

«Со времен Петра I, и даже раньше, людям запоминается негатив последнего времени. А также - для контраста - старые добрые времена в прошлом. Конечно, в прошлом ты молод, здоров, тебе все по силам. Но не стоит слишком идеализировать. В действительности «старый добрый правитель» находится в основном в психологии Шариковых и Швондеров». 

Степан Гавриш, первый заместитель секретаря СНБОУ:

«Думаю, Леонида Кучму уже не удастся повторить никому… Он сумел стать политиком-арбитром, умело расставляющим фигуры олигархов, чтобы не дать возможности какой-либо одной бизнес-структуре единолично «приватизировать» власть в Украине. 

Он, балансируя между многими обстоятельствами, сумел сохранить ряд ценностей, которые являются бесспорными. Среди них наиболее важная - стабильность, которую сейчас критикуют, поскольку она не стала прогрессом. Он сохранил толерантное гражданское общество. Он как либерал выстроил мощнейшую на просторах СНГ оппозицию. И, отстаивая политреформу, президент пытался сделать невозможной олигархократию в Украине».