«Комсомолка» опубликовала материал «Почему военные летчики не могут пролить дождь над Москвой». В нем представители Военно-воздушных сил РФ и гидрометеорологи в один голос твердили: да, мы научились «доить» облака и тучи. А вот вызвать дождь в пустом небе - проблема пока неразрешимая. Хотя работы «в этом направлении» в России давно ведутся. Но, к сожалению, безуспешно.
И вот - нежданный звонок в редакцию. Хозяин сочного баритона представился: Поплавский Виктор Генрихович, экс-директор НИИ Министерства обороны России, кандидат военных наук, лауреат премии правительства РФ, генерал-майор запаса. И с ходу темпераментно наехал на меня: «Это неправда, что в России нет специалистов, которые умеют искусственно создавать облачность в заданном районе и вызывать из нее дождь. Они есть! Такая проблема давно решена! Вы о проекте «Урания» слышали? Нет? Я готов рассказать»... Вскоре мы встретились в редакции. Вместе с генералом пришел и Иван Владимирович Яковлев, исполнительный директор проекта «Урания». Наш разговор состоялся в эфире радио «Комсомольская правда» (97,2 FM).
ОБЛАКА СГОНЯЮТ В КУЧУ, КАК ОТАРУ?
Баранец: - Что же такое проект «Урания»?
Поплавский: - Это проект, авторы которого занимаются технологией коррекции погодных условий.
Баранец: - А с помощью чего делается эта коррекция?
Яковлев: - Разработкой технологии коррекции погоды для каждого конкретного района занимается группа ученых в Лаборатории геокосмической физики. Лаборатория сотрудничает с Московским комитетом по науке и технологиям (МКНТ). Для коррекции погоды создан действующий макет специальной установки, названной «Урания 2М». Коррекция погоды обеспечивается работой генератора, который создает электромагнитные возмущения определенной формы и частоты. Антенное устройство узким пучком посылает их в расчетную точку ионосферы Земли. Параметры возмущений таковы, что позволяют им взаимодействовать с потоками ионов и искусственно создавать локальные неустойчивости в этих потоках. Предлагаемый нами способ позволяет искусственно создавать облачность над любым заранее заданным районом. Причем энергетические затраты при этом невелики, так как здесь используется принцип спускового крючка, когда малое усилие приводит в действие огромные силы. Это можно сравнить с камешком, брошенным в горах в лавиноопасном месте, который может дать толчок образованию лавины.
Баранец: - И что, вы можете всерьез утверждать, что вот эту лютую жару и пожары, которые навалились на нас, вы могли бы залить дождем?
Поплавский: - Конечно, проблема решаема.
Баранец: - И у вас есть конкретные факты, подтверждающие, что ваша система «Урания» дает нужные результаты?
Яковлев: - Да сколько угодно! Вот вам подтверждающие документы... Мы занимались поливом сельхозугодий в Новосибирской области. Заполняли Чернореченское водохранилище в Крыму, снабжающее питьевой водой Севастополь. Пускали дожди над полями Каширского района Московской области, Казахстана, Ульяновской, Оренбургской областей и Калмыкии. «Делали дожди» в Марокко. Вызывали осадки в Саратовской области...
Баранец: - Какими же способами? Это мощная электромагнитная, лазерная, атомная пушка? Это гигантские антенные поля, как у американцев?
Поплавский: - Это относительно небольшой действующий макет установки, состоящий из блока питания, генератора электрических импульсов, программатора и излучателя с поворотным устройством. Общий вес макета около 100 килограммов. Он сделан учеными в России много лет тому назад. Эта разработка официально запатентована в России. Вот, смотрите, этот патент. Уже 20 лет установка «Урания» успешно работает. Ее изобрел Алексей Филиппович Смирнов. Он еще в 1984 году обнаружил, что электромагнитные волны определенной частоты и мощности влияют на погоду. А технологию коррекции погоды разрабатывала группа ученых-энтузиастов.
Яковлев: - Во время создания «Урании 2М» Смирнов работал в авиакосмической промышленности в области неразрушающих методов контроля качества деталей и узлов реактивных двигателей и, приватно занимаясь разработками в области антигравитации, случайно обнаружил эффект влияния электромагнитных волн на атмосферные процессы.
Баранец: - То есть вы захотели вызвать дождь и вызвали?
Яковлев: - Совершенно верно. В прошлом году исполнилось 25 лет этому изобретению. Когда мы рассказываем о нем, нам часто говорят: это нереально, этого не может быть, потому что не может быть никогда! Когда мы показываем документы, приводим примеры, объясняем, как это происходит, то появляется довольно утилитарный подход: давайте, чтобы завтра в 12 часов 13 минут в таком-то районе полил дождь. Это, конечно, крайности. Ведь, чтобы пошел искусственно вызванный нами дождь, требуется время. Атмосферные процессы инерционны. А у нас нет какой-то волшебной палочки...
КАК РАБОТАЕТ ФАБРИКА ДОЖДЕЙ?
Баранец: - Какое же время вам нужно, чтобы «включить» дождь, - час, сутки, неделя?
Яковлев: - Это зависит от многих факторов: климатических особенностей района, синоптической ситуации, состояния магнитосферы Земли... Поэтому время от момента включения установки до выпадения дождя может колебаться от нескольких часов до 10 суток.
Баранец: - Но ведь в любом случае для дождя нужна облачность. А если такой облачности нет? Ее можно сделать?
Яковлев: - С помощью нашей технологии как раз и можно создавать облачность, которая приведет к дождю.
Баранец: - А как вы создаете облачность?
Поплавский: - Облачность создается за счет вихревого потока геомагнитного поля Земли. Этот вихревой поток спиралевидного вида, который стягивает облачность к центру, а центром является тот квадрат, на который мы хотим воздействовать. Атмосферные процессы, инициированные этой технологией, не отличаются от природных.
Баранец: - А можно максимально просто описать принцип действия вашей установки?
Яковлев: - Наша установка вырабатывает электромагнитные импульсы, которые посылаются в расчетную точку ионосферы. И запускают в ней процессы, которые, развиваясь, опускаются в нижние слои атмосферы и создают условия для осадков.