Патриарх Кирилл: «Я призываю духовенство пользоваться Интернетом»

Разговор Святейший начал с небольшого вводного монолога: "Я хотел бы сказать о своих впечатлениях после первого визита в Украину. Я настолько был тронут всем, что увидел там. Но особенно тем, что почувствовал. Посещение этих святых мест стало самым ярким воспоминанием минувшего года..."

Разговор Святейший начал с небольшого вводного монолога.

- Я хотел бы сказать о своих впечатлениях после первого визита в Украину. Я настолько был тронут всем, что увидел там. Но особенно тем, что почувствовал. Посещение этих святых мест стало самым ярким воспоминанием минувшего года. Меня поразило то, что, несмотря на сложный политический контекст, противоречия, которые существуют в украинском обществе, абсолютное большинство народа хранит православную веру и духовные ценности, которые эта вера и определяет. Я хотел бы, пользуясь случаем, сказать, что Украина очень близка моему сердцу по многим причинам. Но, может быть, самая главная причина - это сила веры.

«в развитии социальных сетей - возрождение эпистолярного жанра»

- Недавно вы призвали священнослужителей активнее использовать в общении с верующими новые технические средства: Интернет, социальные сети. Но ведь это не может заменить непосредственного общения?

- Совершенно верно. Но что такое, например, социальные сети, Интернет, которые осуществляют свои коммуникации через электронную почту? В конце концов, речь идет о конверте. Используем ли мы классический конверт, кладем туда написанное от руки письмо, или используем электронную форму - все это технические носители. Я вижу в развитии социальных сетей, «живых журналов» одно очень важное положительное явление: возрождение эпистолярного жанра. Вся вторая половина ХХ века была эпохой его умирания. Люди перестали писать письма, все звонили друг другу по телефону. А в письме человек излагает свои мысли - это очень дисциплинирует мысль. 

Я призываю духовенство участвовать во всей этой современной жизни, в этом обмене информации, но только с очень высоким чувством ответственности. Нельзя просто болтать в Интернете, нельзя говорить «от ветра головы своя». Кроме того, нельзя свои собственные мысли часто подавать таким образом, чтобы люди воспринимали это как мысли церкви.

- Является ли, на ваш взгляд, массовая культура, поп-культура угрозой нравственности нашего современного общества и что сделать, чтобы молодежь оставить нравственной и привить эту духовность?

- Мы частенько используем слова «массовая культура», не задумываясь о том, что это означает. Нам кажется, что массовая культура - это «культура масс». Это совсем не так. «Культура масс» называется народной культурой. Термин «массовая культура» возник примерно тогда, когда появился термин «массовые средства информации». Потому что массовая культура - это та культура, которая тиражируется средствами массовой информации, которая в основном живет за счет СМИ.

И очень важно помнить, в первую очередь средствам массовой информации, что не всякое проявление так называемой культурной жизни достойно того, чтобы к этому проявлению приобщать десятки и сотни миллионов людей. Культура призвана взращивать человека, культивировать человеческую личность. Очень важно понимать: если культура разрушает человеческую личность - это не культура, это антикультура и бесовщина. И если средства массовой информации это явление превращают в массовое, то это беда.

Год назад Святейший уже побывал в Украине...

 

 

«ХРИСТИАНСТВО ВЫТЕСНЯЮТ ИЗ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ»

- Говоря в свое время об украинской политике, вы утверждали, что вдумчивая политика невозможна без гармонизации общества в системе базовых ценностей. Какие именно базовые ценности вы имели в виду?

- Это ценности, которые рождены нашей верой. Потому что в основе создания древнерусского государства, из которого произошли уже современные суверенные страны, в том числе и Украина, лежали религиозные ценности. Это - матрица, которая сформировала мировоззрение людей, их мироощущение, систему ценностей. Причем это - матрица, которая существует тысячу лет. Какие усилия предпринимались для того, чтобы это разрушить… Революции… А матрица существует. Вот когда я говорю о сохранении базисных ценностей, я в первую очередь говорю о том, что нельзя разрушать эту матрицу жизни. Если разрушим - мы перестанем быть русскими, или как там теперь говорят  - россиянами или украинцами, белорусами. Мы станем другими. И это будет огромная цивилизационная катастрофа. Мир станет унифицированным и страшным.

Эта духовная матрица - традиционная культура для большинства людей - является главным критерием отличия добра от зла. Ведь когда мама говорит своей дочке «это не хорошо», она себя не утруждает доказательствами. Она передает дочке генетический нравственный код, она вводит ребенка в эту поразительную традицию сохранения национальной духовной идентичности.

- В Италии запрещают вешать кресты в школах, во Франции - ходить в хиджабах в госучреждениях, в то время как в России вводят уроки православной культуры. Скажите, какова, с вашей точки зрения, идеальная модель сосуществования церкви и государства?

- Сегодня европейские страны, и Россия, и Украина провозгласили себя странами сикулярными, где церковь отделена от государства. Вот мы должны мыслить в этом конституционном поле. Есть люди, которые критически относятся к теме отделения церкви от государства. И есть люди, которые весьма положительно это воспринимают. Но вне зависимости от частных мнений является фактом то, что современные европейские страны - страны сикулярные. 

Сейчас, как бы прикрываясь этим термином, создается ложное толкование, которое предполагает вытеснение религии из общественного пространства. То, что мы наблюдали в Италии, и есть попыткой вытеснить религиозную традицию из общественного сознания.

Какое это имеет отношение к управлению? Никакого. А мы знаем с вами, что ведь кресты могут не только со школ убираться, они могут и с храмов спиливаться. И где же гарантия того, что завтра какая-то дама или какой-то господин не подаст в Европейский суд по поводу того, что его дети ходят в школу мимо храма, на котором крест? Или мимо мечети, на которой полумесяц? Мы наблюдаем сейчас активную попытку вытеснять христианскую культуру, христианскую веру из жизни Европы.

Что касается преподавания основ православной культуры в России, то это не идет в разрез с принципом отделения, потому что преподается не только православная культура, но и исламская, и иудейская, и буддистская.