Бессмертие людям дадут аватары

Ученые всерьез рассчитывают, что смогут перенести сущность любого человека в компьютер. И там он будет жить уже вечно.

Идея цифрового сознания заложена в культовый фильм «Матрица».

В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ

Мало кто из ученых сомневается: совсем скоро компьютеры настолько высоко поднимутся по своей эволюционной лестнице, что станут разумными. Как люди. Известнейший американский изобретатель и футуролог Рей Курцвейль назначает этот «скачок» на 2030 год. Технический директор корпорации Intel Джастин Ратнер - на 2040-й. 

Компьютер, мыслящий и переживающий «по образу и подобию», и позволил ученым выдвинуть идею так называемого «цифрового бессмертия». Они вполне серьезно считают, что  в наимудрейших электронных мозгах можно будет создать полную модель конкретного человека - его аватара. Естественно, еще при жизни. 

Аватар думает, как его копия, поступает так же, помнит то же, имеет те же наклонности. Но поселяется в виртуальном мире эдакой бестелесной сущностью. Дав волю фантазии, ее - эту сущность - можно назвать электронной душой. Тогда виртуальный мир станет для нее своего рода аналогом царствия небесного. 

- Если загрузить себя, свою личность в цифровой форме в компьютер, она будет жить там вечно, - говорит Ник Майер, сотрудник американской компании Lifenaut, которая уже сейчас экспериментирует с аватарами. - Это действительно реальный способ продолжить жизнь после физической смерти.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ «КЛОНЫ»

Производство примитивных аватаров поставлено уже на поток. На Западе существует несколько фирм, работающих именно в этом направлении. Посетителей их сайтов встречают виртуальные девушки, с которыми можно реально побеседовать. Правда, вопросы надо задавать письменно. Но отвечают девушки в устной форме. И приглашают составить им компанию.

Если загрузить на сайт, к примеру, той же Lifenaut свое фото, видео и самому ответить на множество вопросов, то вам состряпают аватара. То есть вас. И вы - живой - сможете поговорить с собой виртуальным. Ваш аватар даже припомнит кое-что из вашей общей земной жизни. 

Вот уже три года в компьютере живет гораздо более продвинутый аватар Александра Шварцкопфа, бывшего директора Национального научного фонда США. Его создали специалисты из Университета Центральной Флориды в Орландо и Университета Иллинойса в Чикаго в рамках программы Lifelike. Общаясь, копия ученого хмурит брови, морщит лоб, улыбается, сердится, печалится. Словом, проявляет эмоции как настоящий, только несколько утрированный человек. И главное, он действительно ведет себя по образу и подобию настоящего Александра. 

Американский трансгуманист - так называют активистов цифрового бессмертия - Уильям Симс Бейнбридж в рамках проекта CyBeRav составил специальный вопросник, пройдя который, можно, по его утверждению, «заархивировать собственный ум», сделать его резервную копию. Правда, на ответы может уйти целый год. 

Сотрудник Microsoft Гордон Белл, моделируя собственное «я», постоянно носит на себе видеокамеру - записывает все свои действия. Таких людей, как он, называют «лайфлоггеры» (Lifelogger - «регистратор жизни»). Их в мире уже немало. 

Команда исследователей из Университета Саутгемптона (Великобритания) под руководством доктора Нейджела Шадболта сейчас разрабатывает программное обеспечение, с помощью которого можно было бы свести воедино видеозаписи «регистраторов жизни», информацию из их дневников, из социальных сетей и даже маршруты дневных перемещений, полученные с помощью приемников GPS. Дальше предстоит добавить еще и физиологические показания: давление, пульс, частоту и глубину дыхания. В общем, все, что может быть как-то связано с человеческой личностью и его поведением. 

Создание загробного мира действительно не стоит на месте. 

Александр Шварцкопф живьем (справа) и в виртуальном мире.

 

 

ЭТО КАК КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Эксперты полагают: аватары, созданные при живых еще хозяевах, когда-нибудь начнут их подменять. Станут вести переписку, встречать гостей на личном сайте. Смогут даже выступать на симпозиумах и конференциях, посещая их в виртуальном виде. Например, в виде трехмерной голограммы. Рано или поздно реальный хозяин умрет, а его электронное воплощение останется. И будет общаться. Вряд ли у детей или внуков поднимется рука сделать предку delete. Стереть виртуального дедушку, к примеру, - это ж все равно что убить его. 

- Достаточно мощный компьютер, пожалуй, будет способен воспроизвести личность человека, - говорит Ник Майер. - Есть гипотеза, что она автоматически перенесется, если прямо перед смертью активировать скопированное сознание  - в тот момент, когда настоящее сознание отключится. И не надо даже переносить все. Мелочи можно игнорировать. Ведь человек даже после частичной потери памяти не перестает ощущать себя собой. Процесс переноса в этом случае будет напоминать клиническую смерть. 

ТЫ - РОБОТ

Некоторые исследователи считают: смоделировать нормальную личность в компьютере нельзя без того, чтобы не наделить ее телесными ощущениями. И пытаются подвести под исключительно духовную идею цифрового бессмертия материальную основу. То есть некое тело. 

Участники проекта Lifelike решили дополнить электронного Шварцкопфа видеокамерами. Чтобы тот для начала прозрел. 

 Lifenaut ведет переговоры с разработчиками роботов о «подселении» какого-нибудь аватара в настоящего андроида. 

- Сочетание имитации разума с настоящим телом позволит этому разуму физически взаимодействовать с нашим миром, исследовать его и спокойно жить среди нас, - считает Ник Майер. И планирует в ходе уже запущенного проекта Apollo Mind создать невероятно разумного робота-аватара к 2019 году. 

Аватар Эмили пугает некоторых зрителей.

 

 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Александр БОЛОНКИН, доктор технических наук, автор книги «Бессмертие людей и электронная цивилизация»: «Постепенно все биологическое общество трансформируется в электронное»

- Перенос конкретного сознания в машину - задача реальная. И самый перспективный способ - это записывать посредством множества датчиков всю информацию, поступающую в мозг. По этим параметрам можно восстановить ощущения и эмоции, внести их в электронный мозг. Такой Е-человек, я его назвал Е-существо, продолжит жизнь прежнего биологического человека. Он будет помнить всю его историю, все встречи, взаимоотношения, эмоции, будет узнавать случайных уличных знакомых. Для детей возможно почти полное воссоздание. Для лиц среднего возраста - уже прожитая часть жизни может быть воссоздана частично. 

Е-человек получит огромные преимущества по сравнению со своим биологическим прототипом: ведь он не нуждается ни в пище, ни в воде, ни в жилище, он может иметь огромную силу, может путешествовать по дну океанов, жить в космосе, быть вечно юным, выбирать свой внешний облик по своему желанию. Он сможет усвоить огромные знания или массивы информации в доли секунды, просто переписав их в свою память, как сейчас переписывает на флешку. 

Постепенно все человеческое - биологическое - общество трансформируется в электронное. А оно уже, по логике своего развития, создаст Высший Разум. Творца...

Дэвид ХАНСОН, глава компании Hanson Robotics: «Мы до сих пор не понимаем, что такое сознание» 

- Нынешний искусственный интеллект глуп. И пока находится на уровне годовалого ребенка. У нас нет доказательств того, что машины могут обладать более развитым сознанием. Мы вообще до сих пор не понимаем, что такое сознание. Но утверждать, что машина никогда не сможет обладать им, на сегодня не менее глупо.

А В ЭТО ВРЕМЯ

 Жуткая долина

 

У создателей аватаров есть проблема. Ее назвали uncanny valley, буквально - «жуткая долина». Впервые с этим странным явлением столкнулась компания Image Metrics (Санта-Моника, Калифорния), которая научилась делать очень реалистичные копии. А суть такова: чем совершеннее становились виртуальные персонажи, тем страшнее они казались живым людям. 

По словам доктора Дмитрия Вильямса из Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), «образы, которые выглядят почти так же, как их реальные прототипы, но немножко нереально, вызывают у людей чувство беспричинной тревоги». 

Некоторых пугает даже венец творения компании - виртуальный вариант голливудской актрисы Эмили О’Брайэн. Причина страха пока не ясна. Но возможно, что он исчезнет, когда аватары и люди будут совсем неотличимы.