Пожалуй, он единственный продюсер на ниве нашей поп-культуры, кто 17 лет провел на зоне и словно бы перенес понятия воровского мира в шоу-бизнес. Первым на манер Запада начал раскручивать у нас звезд, привлекая для этого деньги. Ходили слухи, он был чуть ли не крестным отцом нашей попсы и держателем общака. Якобы стоял у истоков «голубого лобби». И все же, что бы о нем ни говорили, а почти все его проекты «выстреливали» и становились популярными. Ушедшие от него исполнители вопреки общей тенденции не лили на него грязь в прессе и не вступали с ним в судебные тяжбы… Сегодня мы попытались разобраться, кто же он, этот человек с трудновыговариваемыми фамилией и отчеством и что в разговорах о нем правда и вымысел.
С чего начинал
Юрий был еще студентом Московского экономико-статистического института, когда в начале 60-х с друзьями организовал первую рок-группу «Сокол» (по названию станции метро). Он был администратором. И, как рассказывал, разработал оригинальную схему деятельности коллектива. Юрий устно договаривался с директором клуба о проведении концерта - тогда это практиковалось перед фильмом, - скупал билеты на вечерний фильм и распространял по более дорогой цене. Впервые привлек друзей-спортсменов в качестве частной охраны на концертах - в советское время это было что-то немыслимое. К 1969 году «Сокол» встал на «профессиональные рельсы» в Росконцерт. А в конце года Юрий Айзеншпис уволился. «Мне предстояла защита дипломного проекта... и гастрольная деятельность меня не прельщала», - вспоминал он. Но за деятельностью Юрия уже наблюдали правоохранительные органы. Чтобы купить инструменты для группы, Юрий заделался валютчиком.
«Сегодня это солидное занятие, а тогда... Мой бизнес был связан с валютой и золотом - самая страшная, расстрельная статья, - пишет в книге Айзеншпис. - Но ощущение собственной правоты мешало мне правильно оценить ситуацию. Короче, начал музыкой, а кончил тюрьмой». 7 января 1970 года его арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. Выйдя на волю, Юрий познакомился с дамой, которая с мужем-арабом занималась фарцовкой импортных вещей, и вовлекла его в свой бизнес. В те годы за такие дела сажали. Кроме того, Айзеншпис с друзьями стал приторговывать долларами. А потом получил и второй срок... В общей сложности отсидел 17 лет.
Как Цой стал мегазвездой
В 1987 году Айзеншпис вышел на свободу. И сумел устроиться в молодежную музыкальную организацию при горкоме комсомола. «Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятия «менеджер». Одна из первых моих акций - организация концерта ленинградских рок-групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену. И вот я познакомился с Виктором Цоем. Сам его разыскал и убедил работать со мной. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало... Конечно, Цой и группа «Кино» и до нашей встречи были известны. Но лишь в кругу поклонников ленинградского подвального рока. Я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось. Внутренне Цой - человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов... Он из голодного, злого Цоя стал вальяжным и загадочным... На телевидении в первый раз Цой появился в программе «Взгляд», которую смотрела вся страна. Выпуск делал Мукусев. Я убедил его, что Цой нужен миллионам подростков».
После трагической гибели певца в 1990 году Юрий выпустил последний «Черный Альбом» «Кино». Причем впервые в постсоветской истории сделал это независимо от монополиста - фирмы «Мелодия». Общие тиражи виниловых изданий альбомов «Кино» составили 1 200 000 экземпляров. Как писали, «Кино» стала тем полигоном, на котором Юрий Айзеншпис отработал свои продюсерские приемы.
Предлагал артистам крышу
Коммерция была у Айзеншписа в крови. Он создал первую в России коммерческую продюсерскую фирму «ЮА», которая занялась организацией гастролей звезд.
- В те годы криминал «наезжал» на артистов, был рэкет, надо было делиться, платить мзду. Если кто-то отказывался, им чинили препятствия, могли разбить аппаратуру, - пояснил «КП» один бывший «авторитет». - Айзеншпис придумал новую услугу для артистов - организацию их гастролей и, так сказать, обеспечение безопасности, то есть защиту от любых наездов. На зоне Юра заработал себе авторитет, на свободе он заручился поддержкой криминала, дружил с Япончиком, Квантришвили, да со всеми! Сам не был «вором в законе», но его фирма имела зеленый свет везде. В этом деле «Шпис» несколько лет оставался монополистом. Организовывал гастроли почти всем артистам - от ДДТ до Жени Белоусова. Стал зарабатывать громадные деньги.
Позже, когда в гастрольную деятельность стали внедряться и Пугачева, и Кобзон, и Крутой, Айзеншпис стал брать не готовых звезд, а создавать и раскручивать их сам, с нуля.
Грязные деньги
- Отмывание криминальных денег через шоубиз предложил Юра, - признался «КП» бывший «авторитет». - Он умел придумывать новые технологии.
В «лихие 90-е» криминал искал способы легализовать «черные» деньги. Айзеншпис предложил лазейку - шоу-бизнес. Сколько денег через нее прошло!
- Вы согласны с мнением, что Айзеншпис внедрил криминал в шоу-бизнес? - спросила я Артемия Троицкого, бывшего друга продюсера.
- Думаю, в этом деле в большей степени преуспели другие. Айзеншпис работал локально. Если у Пугачевой были амбиции стать этакой мамкой во всей этой попсовой культуре, она всякие смотрины, фестивали устраивала, обожала выглядеть патронессой молодых талантов, то у Айзеншписа таких амбиций не было. Выбирал конкретных подопечных и занимался ими. У него не было потуг на то, чтобы рулить всем шоу-бизнесом. Скорее можно было бы назвать «крестным отцом» шоубиза Игоря Крутого.
Кстати, это дало основание говорить и о дурном влиянии Айзеншписа на нашу масс-культуру: он наводнил нашу эстраду проплаченными серостями, не давая пробиться талантам без денег...
- Бандиты помогали нам, как никто другой, - признался «КП» руководитель группы «Динамит» Илья Зудин. - Айзеншпис никогда не отказывался от их помощи. В те «лихие 90-е» они финансировали спортивные секции, детские комплексы ну и были нашими инвесторами. Если возникали проблемы, Айзеншпис мог их решить по одному звонку.
- Говорят, он еще отмывал криминальные деньги?
- Точно не знаю. Мне казалось, он умел делать все. Мог бы заработать на том, что чукчам на Чукотке снег продавать...
Певица Саша признавалась, что все артисты у Айзеншписа были, как в рабстве. Такой шоу-бизнес строгого режима.
|
Фото PHOTOXPRESS.
КСТАТИ
Кого раскручивал и что с ними стало
Группы «Кино» (ушла в небытие после смерти Цоя), «Технология» (артисты зазвездили, ушли от продюсера, сейчас малопопулярны), рокерская группа «Янг-Ганз» (ребята стали драться за первенство, и группа распалась), «Моральный кодекс».
Певцы Линда (ушла от Айзеншписа), Саша (ушла от Айзеншписа, живет в Америке), Никита (ушел от Айзеншписа, раскручивается сам), Ветлицкая (сейчас малопопулярна), Влад Сташевский (его слава после развода с женой угасла), Дима Билан (работал с продюсером до его смерти, сейчас под опекой Яны Рудковской), группа «Динамит» (работала с продюсером до его смерти, сейчас в свободном плавании). Помогал раскрутке Кати Лель, за что от ее спонсора Волкова получил вознаграждение и лимузин. Раскручивал певицу Зосимову, дочку богатого бизнесмена. Перед смертью успел дать толчок и певице МакSим, помог ей продвинуть песни на радио.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дима БИЛАН: «Он мог и ударить. Но меня пальцем не тронул!»
Мы дозвонились Диме Билану.
- Говорят, Айзеншпис следил за каждым вашим шагом и был несдержан по отношению к вам?
- Никогда в жизни меня никто даже пальцем не тронул! Весь его взрывной характер на ком-то отражался, но не на мне. Я видел разные ситуации, когда он вел себя несдержанно с администраторами. Видел его нападки на журналистов. Пытался он некоторых ударить за выпады против него. Но у нас с ним было взаимоуважение. Я старался прислушиваться к его советам.