Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК: «Тесты будут двух уровней - для спецшкол и обычных»

Репетиторы заставляли выпускников зубрить, а тесты - думать.

«АНГЛИЙСКИЙ 25 ТЫСЯЧ ВЫПУСКНИКОВ ДАЖЕ НЕ НАЧАЛИ ПИСАТЬ»

- Здравствуйте! Это Лидия из Киева. Задания на тестировании были ориентированы на логическое мышление. А в школах другие акценты - в головы детей вбивают информацию. Вот и вышло, что многие одноклассники моего сына, будучи прилежными учениками, тесты не сдали. Будет ли этот нюанс учитываться в следующем году?

- Все оппоненты системы тестирования постоянно твердят, что тесты ориентированы только на элементарное воспроизведение знаний. А вы тонко подметили, что в этом году большинство вопросов в тестах рассчитаны на применение знаний. Привожу простой пример: в тесте по английскому языку 25 тысяч абитуриентов даже не начали писать творческое задание. А оно было очень простое: написать письмо редактору газеты о том, что на территории школьного стадиона нецелесообразно строить супермаркет, потому что спорт - это более важно для развития, жизни, здоровья. Тема спорта изучается по иностранному языку с 4-го класса. Проще всего было бы дать эту тему в качестве творческого задания. Мы решили  посмотреть, как абитуриенты могут применить полученные знания на практике. Школа должна учить применять знания, а не только воспроизводить их. Репетиторы по истории заставляли выпускников зубрить множество событий, дат, фамилий, имен. А в тесте по хронологии было два вопроса. Большинство заданий требовали продемонстрировать умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, найти логическую последовательность. 

- Но дети не были готовы к этому.

- Это проблема образования. Пусть в школе больше готовят к тому, как  применять свои знания на практике. Кстати, это одна из наиважнейших задач образования.

- Любовь из Запорожья беспокоит. Скажите, где можно получить сертификат с результатами тестирования для подачи в вуз?

- Сертификат - у вас на руках. Там стоит несколько печатей. А вот информацию о результатах (информационную карточку) нужно распечатать с помощью принтера, зайдя на свою персональную страничку. 

ПРОГРАММА НЕ МЕНЯЛАСЬ ДВА ГОДА

- Добрый день! Виктория из Харькова. Мой ребенок ходил в центр довузовской подготовки, где за полгода до тестирования дети проходили программу, которая отличается от школьной. Почему центр никак не оговаривает задания тестирования со школами?

- Нецелесообразно оговаривать тесты с кем-либо. Тесты составляются на основании программы внешнего тестирования, которая разработана и утверждена Министерством образования. Центр ее выполняет. Кстати, программа не менялась на протяжении последних двух лет. Если бы центры довузовской подготовки меньше думали о заработке, а больше - о качестве своих услуг, они бы взяли эту программу и начали работать по ней. К тому же на нашем сайте начиная с октября висят демонстрационные варианты тестов. Мы просили ориентироваться именно на эти задания и иметь в виду их, готовясь к тестированию. Кто четко следовал рекомендациям центра, отлично сдал тесты. 

- Может, с вашей стороны будут какие-то рекомендации министерству? Школам проще сказать, что тестирование плохое.

- Наоборот, школы говорят о том, что после введения тестирования 11-классники стали учиться, библиотекари говорят, что выросла посещаемость библиотек. Поэтому школы - наши союзники. Но нашими союзниками никогда не будут те вузы, которые на вступительной кампании привыкли делать бизнес.

ОБ АПЕЛЛЯЦИЯХ

- Наташа из Киева. Скажите, проверят ли работу моей дочери, если она неверно указала номер варианта?

- Если вы подали апелляцию, то работа будет проверена. На заседании апелляционной комиссии один абитуриент из Донецкой области после рассмотрения его заявления и аннулированной работы получил результат в 200 баллов. 

- Где можно узнать результаты апелляции?

- На своей персональной странице.

- Здравствуйте. Это Леонид из Одессы. Почему невозможно дозвониться в центр оценивания?

- Бывали дни, когда на наш сайт заходило до 2,5 миллиона человек. Аналогичная нагрузка и на телефон. К сожалению, из-за бюджетных проблем мы не можем позволить себе несколько телефонных линий, вынуждены обходиться одной.

НЕЯВКА ОБОШЛАСЬ ПОЧТИ В 10 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН

- Тамара из Киева звонит. Моя дочь не смогла попасть на тестирование из-за болезни. А на дополнительное тестирование ее не пустили, потому что справка из местной поликлиники показалась недостаточно убедительной. Есть ли специальная форма этой справки? 

- В поликлинике есть специальная форма, которая называется 095У. Также это может быть решение лечебной экспертной комиссии ЛКК. Такие два документа утверждены Минздравом как официальная форма. 

- А у скорой помощи есть эти справки?

- Я не специалист в области организации здравоохранения. Но думаю, что они оставляют запись в амбулаторной карточке. Потом на основании этого выдаются необходимые документы.

- Беспокоит Валентина из Ирпеня. Слышала, из-за того что в этом году много выпускников не пришли на тестирование, государство понесло немалые убытки. О каких убытках идет речь?

- Да, в  этом году на тесты в общей сложности не явилось где-то 15 процентов тех, кто зарегистрировался. Убытки действительно есть. Ведь для каждого, кто зарегистрировался, были напечатаны тестовые тетради, на проведение тестирования были приглашены люди, которым нужно платить за работу, невзирая на отсутствие абитуриентов. Сюда приплюсуйте расходы за аренду помещений под пункты тестирования, перевозку тестов, охрану. Себестоимость тестирования одного абитуриента в этом году составила 65 гривен. Мы думаем, что в общей сложности неявка абитуриентов обошлась почти в 10 миллионов гривен.

- Кстати, только в России и Украине внешнее оценивание бесплатное. Какова перспектива, что за прохождение тестирования в Украине нужно будет платить?

- Думаю, что полностью платным тестирование нельзя делать - существует конституционное положение о бесплатном образовании. А вот, скажем, бесплатными сделать 3 теста, а 4-5-6-7-й или повторные пересдачи могут проходить за деньги. Здесь надо искать какой-то компромисс.

НЕТ ДЕНЕГ НА МЕТАЛЛОИСКАТЕЛИ

- Львов беспокоит. Скажите, пожалуйста, когда в нашем городе будут оборудованы помещения для проведения независимого тестирования? В этом году пришлось за маленькими партами работать, а это очень неудобно.

- Когда на это будут деньги в бюджете. Из-за отсутствия средств мы не можем обеспечить такую очень важную составляющую тестирования по иностранному языку, как аудирование, а также поставить на каждом пункте элементарные металлоискатели, чтобы люди не шли с мобильными телефонами, рациями, микрофонами. 

- Добрый день! Максим Петрович из Киева звонит. Если ребенок не получил даже минимального проходного балла, возможно ли его обучение в вузе частной формы?

- Во-первых, никто еще не знает о том, какой проходной балл будет в каком вузе - его определят на основании конкурсной ситуации. Потому говорить о том, что человек не набрал проходной балл, еще рано.

О ФОРС-МАЖОРАХ

- Мой сын сдавал тесты в Днепродзержинске. Из-за того что в городке рухнул мост и образовались громадные пробки, многие опоздали на тестирование. Понятно, что это форс-мажор, но будет ли как-то решаться транспортная проблема для учеников из маленьких сел и поселков?

- Мы из Киева не можем пустить автобусы в каждый конкретный населенный пункт. Я знаю, что во многих поселках это брали на себя органы власти или местного самоуправления. Кое-где кооперировались сами абитуриенты - нанимали автобус и ехали. Но я когда поступал в вуз, то ездил на экзамен за 130 км в Киев и не считал это проблемой. 

- Олег из Вышгорода беспокоит. Есть ли необходимость вносить изменения в систему тестирования? 

- Да, думаю, что надо многое менять. Например, готовить разноуровневые тесты. То есть не может быть тест по английскому языку одинаковым для всех. Надо делать отдельно тест по иностранному для тех, кто поступает на лингвистику, иностранную филологию, и отдельно для тех, кто идет на факультет правоведения. Словом, тест должен быть двух уровней. Один - по программе обычной школы, а второй - по курсу школы с углубленным изучением иностранного.

Прямую линию подготовили и провели Валерий ЖЕВАЧЕВСКИЙ, Николай ЛЕЩУК, Алексей ЗАХАРОВ. 

Фото Максима ЛЮКОВА и Артема ПАСТУХА.

 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Игорь Леонидович Ликарчук  родился в 1954 году в Богуславе Киевской области. Окончил Киевский государственный педагогический институт. Работал учителем, директором школы и ПТУ (1976-1986). В 1996-2005 годах возглавлял Управление образования и науки Киевской облгосадминистрации. В 2004 году получил звание заслуженного работника образования Украины. В 2004 г. - академик Украинской академии исторических наук. С осени 2006 года возглавляет Украинский центр оценивания качества образования.