В минувший выходной мы отметили День работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Очень важный, надо сказать, праздник. Испытываем ли мы гордость за свою Одессу? Что за вопрос, скажете вы. Конечно. Наша уникальная история, неподражаемый юмор и ласковое море только способствуют этому. А сколько своих произведений посвятили Одессе известные всему миру писатели и поэты! О чем они? Об одесских двориках и домах, но непременно о людях — по-южному веселых, неунывающих, с огромным чувством собственного достоинства, не переходящим в чванство. Да, мы, одесситы, такие. Любим свой город и гордимся им. Но иногда, прогуливаясь по нашим улицам, можно наткнуться на такие «достопримечательности», что эта самая гордость куда-то пропадает. Помню, однажды на улице Канатной я обратила внимание на подъезд одного из домов. Скажу честно, он просто испортил настроение. Возникло ощущение, что войдешь туда и больше не вернешься. Будто зияющая пасть чудовища пыталась напугать меня и всю улицу. Покалеченные перила и лестница, чернота, грязь, неубранный мусор. Из подъезда выходили люди спеша куда-то, переступая через кучу мусора и, судя по всему, «не парясь» извечными вопросами: кто виноват и что делать?
Кто же виноват в том, что подъезды домов и известные всему миру достопримечательности — одесские дворики нередко находятся в таком плачевном состоянии? Чаще всего обвиняют работников коммунального хозяйства. Дескать, плохо работают. Но у тех есть свои ответы — нет денег, не хватает рабочей силы, чтобы все привести в надлежащий вид. Так что же делать? — спросите вы. Приведу пример того, как жильцы дома 16/2, расположенного по улице Фонтанская дорога, решают такие проблемы.
Лампочка Ильича
в банке из-под огурцов
Нет, это не современная многоэтажка с консьержкой в каждой парадной. Это самая обычная хрущевка. Ее жильцы не создали ОСМД. Говорят, среди них много пенсионеров и людей более преклонного возраста. Им финансово «не вытянуть» содержание всего дома. И все-таки они пытаются в меру своих сил поддерживать порядок. Может быть, потому что среди них есть военнослужащие разных возрастов и званий. Они привыкли к аккуратности и детей своих приучили. Большинство из них уверены: мир держится на энтузиастах. И указали мне на таких — супругов Татьяну и Александра Дорошенко. Им нет еще и тридцати лет, но они по-взрослому относятся к жизни. И других вдохновляют.
— Раньше, в советские времена, люди были дружней. Выходили на субботники, воскресники, разбивали клумбы, убирали мусор, — рассуждает Александр. — Сейчас все иначе. Но мы с женой каждую весну вскапываем землю, сажаем цветы на клумбе перед подъездом. Работаем в охотку. Иногда идут люди хмурые, уставшие и даже «Бог в помощь!» не скажут. Но окликнешь их, поговоришь, и глядишь, они через полчаса тоже присоединяются к нам, — улыбается Саша.
Он вспомнил, как пытался решить вопрос с освещением у подъезда. Воришки повадились снимать с козырька плафоны и выкручивать лампочки. Даже самые дешевые плафоны «тырили».
— Если честно, руки опускались. Не успеешь купить плафон, а его уже нет. Но однажды встретил знакомого электрика и он посоветовал мне «ноу-хау». Итак, взяли мы банку из-под соленых огурцов, а в нее приспособили лампочку. Сделали все точно по законам электрики. Вид, правда, не самый респектабельный. Зато освещение есть. На банку никто не покушается, — смеется Саша.
Аня, я люблю тебя!
А соседей?
Подобного рода изыски (разве что с другими именами) можно встретить не только на заборах, но в лифтах, на стенах подъездов и домов. Понятно, что обуреваемые чувствами всячески пытаются привлечь внимание своих избранниц и избранников. Не только любовь, но и ненависть к людям или к властям и действующим партиям выплескивают некоторые таким образом. И порой лифты и стены похожи на выходцев из мест лишения свободы — все в «наколках», надписях.
— Чтобы привести в нормальный вид свой подъезд мы с каждой квартиры собрали по восемьдесят гривень. Нашли мастеров, они побелили потолки, покрасили стены. Подъезд сразу же стал уютным — говорит Татьяна Дорошенко. — Некоторые жильцы украсили подоконники между этажами горшками со всевозможными цветами. Но не успели мы насладиться чистотой, как на свежевыкрашенных стенах появилась большая надпись, сделанная фломастером «Аня, я люблю тебя!». Мы с мужем, конечно, оттерли ее, но обидно!
Таня и Саша рассказывали о том, как собирали деньги на косметический ремонт щитовой. Говорят, это каким же надо быть инженером, чтобы спроектировать ее ниже уровня земли? В итоге, из-за постоянных затоплений щитовая просто сгнила. А еще они вспоминали, как соседи дома напротив сами сделали детскую площадку. Правда, качели уже в весьма плачевном виде — постарались какие-то подростки. С особой теплотой ребята упомянули дворников — тетю Любу и дядю Яшу.
— Они у нас золотые! Трудятся целыми днями. Все наши жильцы их уважают.