Нобелевский лауреат познакомил со своими «правилами Уотсона». В них - всего четыре параграфа. Но у каждого - по нескольку подпунктов. Вот они - с комментариями самого ученого.
Развивайте интеллект
a) Выберите научного руководителя из числа молодых и амбициозных. Даже если они имеют ужасную репутацию;
б) развивайте в себе интеллектуальную смелость, чтобы не испугаться уже в начале работы;
в) не тратьте времени на различные вспомогательные курсы и программы повышения квалификации;
г) не выбирайте исходных тезисов для вашей диссертации;
д) круг ваших интересов должен быть значительно шире, чем это нужно для достижения поставленной цели.
Уотсон разъясняет: «Научный руководитель должен быть умным, амбициозным и молодым. Только в таком случае вам не придется тратить времени на изучение неактуальной и неперспективной темы. Плохая репутация - это, конечно, ужасно, но ее можно воспринимать как неизбежную плату за будущий успех. Выберите учителя, который по достоинству оценит ваши интеллектуальные способности и интересы. Только в таком случае вы заручитесь необходимой поддержкой и получите дополнительный источник научного вдохновения».
По мнению 82-летнего генетика, молодой, пусть даже еще не имеющий особых заслуг руководитель лучше, чем заслуженный мастодонт. Лучше уже тем, что он не успел закоснеть в своих взглядах. И не превратился из исследователя в консервативного защитника пары-тройки собственных теорий.
Уотсон не скрывает: «Большинство ученых не любят молодых коллег за то, что они поднимаются выше своих учителей…»
Ученый признался, что в школе и колледже он вообще практически игнорировал те предметы, которые были ему неинтересны. Например, математику. Зато усиленно налегал на биологию и химию. То же он посоветовал и студентам: заниматься всегда тем, что нужно, и не тратить времени на то, что может не пригодиться.
А как же сдавать экзамены по неинтересным предметам? Тут Уотсон дал четкий совет: постарайтесь понять, как мыслит учитель, и дайте ему тот ответ, который он желает получить. Если что-то не помнишь, но у тебя есть о предмете базовые представления, до правильного решения можно просто додуматься.
- Чаще всего заставляют запоминать ключевые факты, даты и имена, - недоумевает Уотсон. - Но гораздо важнее знать не что произошло, а почему это происходит.
Получайте удовольствие от работы в лаборатории
а) Постарайтесь сразу проявить себя, свое имя;
б) банальные мысли господствуют и в гениальных головах, бояться их не стоит;
в) тренируйте интеллект скучной работой;
г) работайте по воскресеньям;
д) не работайте поздним летом, это претит человеческой природе.
По мнению Уотсона, начинающему ученому амбициозность не вредит. Равно как и некоторая легкомысленность: «Работать нужно весело. С вами должны трудиться люди, с которыми у вас есть общие интересы. В таком случае вы можете даже отвлечься на научную чепуху, пошутить и снова заняться делом…»
Генетик советует: «Избегайте занудства. И сами не занудствуйте и с занудами не водитесь».
Насчет воскресенья: «Если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?»
Тайну позднего лета ученый не раскрыл. Просто заметил, что любит отдыхать в середине августа.
Делайте науку собственноручно
а) Ставьте перед собой большие цели, чтобы ощущать себя большим ученым;
б) если тема семинара вам интересна, садитесь в первом ряду;
в) невоспроизводимый результат может из неприятности превратиться в благо;
г) всегда подбирайте зрителей для ваших экспериментов;
д) избегайте работать в области, которая кажется вам скучной.
«Если вы не любите один из предметов - выберите специальность, на которой изучение ненавистной науки сводится к минимуму». Потом в процессе может оказаться, что пропущенный предмет все-таки нужен. Так случилось у Уотсона с математикой: в работе над структурой ДНК без нее обойтись было невозможно. Но, поскольку мозги у молодого ученого были настроены правильно, для него это уже было не страшно. Напротив, когда знание математики стало ему необходимо для дальнейшей работы, она вдруг из скучной превратилась в интересную.
А посещение нужных лекций и чтение нужных книжек быстро восполнили мешавшие пробелы в образовании.
Стремитесь к золоту
а) Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти;
б) выбирай цель, которая опережает время;
в) берись за проблему только в том случае, если чувствуешь, что она через несколько лет принесет ощутимый результат;
г) работай с теми, кто равен тебе по интеллекту;
д) будь в тесном контакте с интеллектуальными конкурентами;
е) не стоит быть самым ярким в комнате.
Сам мэтр сейчас занят исследованиями в области генетики онкологических и психических заболеваний: «Это крупная тема, и она станет прорывной в течение пяти лет. Вот этим и нужно заниматься в аспирантуре, а потом точно представлять дальнейшие программы исследования. Если бы я сейчас только окончил аспирантуру, то занялся бы проблемой рака».
Если научное чутье подвело, то надо не пугаться и ломиться упрямо в бесперспективность: «Оперативно смените поле деятельности… У вас должен быть план «Б», которым вы воспользуетесь в случае своего поражения или коммерческой неудачи. Сохраняйте хорошие отношения с людьми, которые могут быть вашими потенциальными работодателями».
Уотсон советует: «У вас должны быть только те друзья, у которых вы можете чему-то научиться. Вот поэтому у меня почти и не было друзей».
По словам ученого, в скачках на приз ДНК участвовали три лошади, только две из них сошли с дистанции. Вместе с соавтором Френсисом Криком они постоянно общались с конкурентами - Морисом Уилкинсом и Розалиндой Франклин. В разговорах они, конечно, не раз выбалтывали лишнее, но такое же «лишнее» частенько вычерпывали и из болтовни соперников. Кстати, Уилкинс тоже получил Нобелевскую премию - вместе с Уотсоном и Криком.
Возможно, премию дали бы и Розалинде, но ее к тому времени не было в живых: чрезмерное увлечение рентгеновскими лучами не прошло бесследно, и она умерла от рака в 1958 году в возрасте 37 лет. А посмертно Нобелевская премия не присуждается.
Но были и те, с кем общаться было страшновато и сложновато. Такими были признанные великие ученые, которые часто сами страдали от своей «великости». В случае с исследованиями ДНК пострадал Лайнус Полинг, который, по словам Уотсона, «вел себя как Господь и не терпел никакой критики», в результате чего пошел по неверному пути.
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джеймс УОТСОН родился 6 апреля 1928 года. В 15 лет поступил в колледж, в 19 получил степень бакалавра зоологии Университета Чикаго. В 1951 году в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где занимался изучением структуры белков, познакомился с физиком Фрэнсисом Криком. Вместе они начали работу над моделированием структуры ДНК и вскоре додумались до двойной спирали.
В 1953 году результаты их работы были опубликованы в журнале Nature, а в 1962 году они были удостоены Нобелевской премии «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живой материи». Тогда Уотсону едва исполнилось 34 года.
В начале 1990-х годов он стал первым руководителем международного научно-исследовательского проекта «Геном человека», инициатором которого и был.
КСТАТИ
Дополнительное правило
В МГУ Уотсона спросили: как сделать так, чтобы научный коллектив стал многообещающим?
- Наверное, стоит его хорошенько накормить, - ответил автор открытия, признанного ведущими учеными мира самым выдающимся в прошлом веке.