Старым стал автомобиль - отвези его в утиль!

В ГРУЗОВИКАХ ЖИВУТ БОМЖИ

Количество личного транспорта в столице увеличивается ежегодно - это факт. Бесконечные пробки в час пик и отсутствие места даже на платных парковках стали будничными бедами автолюбителей. Согласно статистике, сейчас количество зарегистрированных в Киеве машин превышает 1,5 миллиона, и на убыль эта цифра в ближайшее время не пойдет. 

Понятное дело, что механизмы авто не вечны. Рано или поздно двигатель останавливается, и машина превращается в крашеную груду металлолома. После этого возникает вопрос: куда девать транспортное средство, которое отжило свой век? В США утилизация старых авто налажена еще с начала XX века. За небольшие деньги их отвозят на «кладбища автомобилей», откуда потом они идут в металлолом. Как правило, хлам на Западе не хранят и охотно отпускают машины в «последний путь» на переплавку. Но у нас все по-другому.

Далеко за примером идти не приходится: неподалеку от редакции, во дворе одного из высотных домов на улице Дубровицкой, уже около года из-под деревьев выглядывают разбитые фары старого ГАЗа. Эта машина, скорее, напоминает призрак. Заглядываю под капот, похоже, там не осталось ни одной рабочей детали, колеса сдуты, в кабине обосновались бомжи. «Припаркован» грузовик явно в неположенном месте. Все четыре колеса стоят на зеленой зоне. Жильцы к этому памятнику инженерного искусства уже привыкли, и он для них не более чем часть пейзажа. Хозяина «привидения» судьба машины, кажется, совершенно не волнует. С ГАЗа даже сняты номера. 

- Мне лично грузовик не мешает, плохо, конечно, что дети в него лезут постоянно, еще поранится кто-нибудь, - говорит жилец дома на Дубровицкой Сергей, - но место на парковке под домом она не занимает, а вызывать  эвакуатор и увозить ее за собственные деньги никто из жильцов не станет. Газона у нас как такового нет, так - растет бурьян под окнами. Неприятно одно: двор превращается в свалку.

По словам Сергея, никто из соседей не видел, как появилась во дворе эта машина. Скорее всего, привезли ее ночью. 

- Чуть не доглядели - тут же малышня в кабину сунулась, а там шприцы, хлам, запах отвратительный, дети могут заразиться чем-то, поранившись, - говорит Сергей. - Мой сын чуть руку не сломал, сорвавшись со ступеньки.

«ПРИЗРАКИ» СОБИРАЮТСЯ ВОЗЛЕ РЫНКА

Еще один яркий пример импровизированных автомобильных кладбищ - это территория около мелких киевских базаров. В Святошинском районе такое кладбище организовали неподалеку от рынка «Иллис» на улице Чернобыльской. Здесь на парковке у железного забора стоят четыре развалюхи. Кузовы грузовиков продавцы используют как склад, а кабины облюбовали бездомные жители города. От машин разит нечистотами. А на разбитом стекле кабины следы, похожие на кровь. Дверь одного из грузовиков оказалась открытой. Заглянув туда, я убеждаюсь, что здесь находится чье-то скромное жилище. Внутри бутылки от спиртного, старое одеяло, грязная куртка и правый ботинок. Торговцы не знают, откуда взялись эти ЗИЛы, но давно приспособили их под склады овощей.

- Я здесь только реализатор, знаю, что за обычные склады платить дорого, поэтому люди хранят товар в старых машинах, - говорит продавщица рынка Наталья. - Раньше их было очень много, но самые старые вывез на металлолом директор. 

Как рассказал нам один из сотрудников администрации рынка, предъявить претензию владельцам за расположение «складов» на парковке никто не может. Дело в том, что стоимость паркомест исправно оплачивается владельцами.

- Я живу неподалеку, приезжаю на рынок за покупками и часто не нахожу места для своей машины. Приходится парковаться за углом и тащить тяжелые сумки за тридевять земель, - говорит жительница Беличей Юлия Николаева. - Мало того, в Беличах даже во дворах такие машины стоят и никто их не убирает.

НЕТ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА УТИЛИЗАЦИЮ

Любопытно, что вывоз ничейных машин не входит в компетенцию ни одного управления КГГА. Мало того, даже ГАИ не может вывозить на штрафплощадки машины без номеров, особенно, если они припаркованы без нарушения Правил дорожного движения.

Как объяснили нам в пресс-службе КП «Киевблагоустройство», согласно Правилам, функция уборки территорий должна осуществляться балансодержателями, то есть коммунальными предприятиями, которые обслуживают конкретный микрорайон, а границы уборки территорий определяют районные администрации. Но, как выяснилось, вопрос эвакуации «металлолома» жэковцев не волнует. До нашего звонка ГАЗ, который поселился на Дубровицкой, коммунальщики предпочитали не замечать.

- А где там машина стоит? - удивленно спросила диспетчер ЖЭК №513, в ведении которого находится дом. - Если она мешает жильцам, мы, конечно, постараемся ее убрать, но для этого должны направить бумагу в ГАИ и попытаться найти владельца. В случае если хозяина нет - ее можно будет увозить на штрафплощадку или сдавать в металлолом. Но для этого нужно нанимать специальный эвакуатор для грузовиков. Стоит он дорого, а финансирования нет. 

Женщина уточнила, что дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, если жильцы не «скинутся» на вывоз машины. 

Еще сложнее обстоят дела с автомобилями, у которых есть номера. Как объяснили нам в ГАИ, с одной стороны, если машина припаркована по правилам, то в соответствии с постановлением Кабмина эвакуировать ее нельзя. Единственное, чем могут помочь в Госавтоинспекции, - найти владельца, с которым придется полюбовно договариваться возмущенным киевлянам.

- У меня во дворе на улице Ольжича несколько лет стояла «копейка». Хозяин поставил ее на два парковочных места, - говорит киевлянка Ольга. - Мы выяснили, кто владелец этой машины. Но вывезти ее на свалку он, понятное дело, не согласился. Мол, у него сейчас нет денег.

Единственное, что оставалось жильцам, за собственные деньги с разрешения хозяина увезти машину в пункт приема вторсырья. 

К сожалению, этот случай далеко не единственный. Сегодня в Киеве владельцам машин проще и дешевле бросить их посреди дороги или оставить в чужом дворе, чем искать средство утилизировать устаревший транспорт. В итоге через 10-20 лет город имеет все шансы просто захлебнуться в груде металла. В районных управлениях ЖКХ пеняют на отсутствие денег, в ГАИ говорят, что не имеют права эвакуировать машины со стоянок, а дворы - не их компетенция. Киевлян отфутболивают из ведомства в ведомство, а машины-зомби тем временем остаются стоять на прежних местах.

Улицы и дворы Киева медленно превращаются в автомобильную свалку.

Фото Артема ПАСТУХА  и Владимира КАМИНСКОГО.

А КАК У НИХ?

В США организованы целые предприятия по переработке старых автомобилей - Джанки-ярды. Ежегодно перерабатывается 95% старых авто, которые сдают американцы. К слову, за то, что владелец добровольно сдает машину, он получает солидное денежное вознаграждение.

* * *

В РОССИИ действует программа утилизации, согласно которой человек, отправивший авто на свалку, получает скидку в 50 000 рублей на покупку нового автомобиля российского производства.

* * *

В ЯПОНИИ ежегодно из эксплуатации выбывают 5 миллионов машин. Дело в том, что для старых автомобилей очень дорогие техосмотры, и содержать их невыгодно. Расходы по утилизации оплачиваются при покупке нового автомобиля, и без справки об утилизации старой машины купить новую невозможно.