«Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический, но пока он еще недостаточно усовершенствован», — описывали в начале двадцатого века Ф. Брокгауз и И. Ефрон в своей энциклопедии машину будущего. И только почти через 60 лет произошел настоящий всплеск интереса к электромобилям. Сначала - из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е годы и из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов.
Сейчас в мире насчитывается около ста тысяч электромобилей, а к 2015 году планируется увеличить их производство до 500 тысяч штук в год. Это немного. Считается, что основной фактор, сдерживающий их массовое производство, - малый спрос, обусловленный высокой стоимостью и малым пробегом от одной зарядки. Для разрешения этих проблем многим автопроизводителям даже пришлось создать совместные предприятия с производителями аккумуляторов. Например, Volkswagen AG создал совместное предприятие с Sanyo Electric, Nissan Motor — с NEC Corporation. И, судя по всему, дело сдвигается с мертвой точки.
В США появится первый электрический хайвей — скоростная автострада с односторонним движением, сообщает membrana. В общей сложности будет охвачено 440 километров дороги, соединяющей юг и север США. Часть автотрассы Interstate 5 (I-5) от штата Орегон до Канады станет первым в США шоссе с идеальными для передвижения электротранспорта условиями.
Создание удобной для любителей экологически чистых машин начнется осенью нынешнего года, а закончится летом 2011 года. Пока «розетки» планируют расставить на расстоянии порядка 60-100 километров друг от друга, так как именно столько на одной зарядке аккумулятора могут без проблем преодолеть серийные электромобили.
Каждая «подпитка» электричеством будет занимать порядка 30 минут, что позволит зарядить батарею примерно на 80%. Конечно, это не очень быстро, однако лучше, чем ничего. А на перспективу ученые уже экспериментируют с аккумуляторами, способными заряжаться в считанные минуты.
Так, например, японская компания JFE Engineering уже сконструировала зарядное устройство, которое позволяет пополнить запас энергии батарей электромобиля всего за несколько минут. В тестах JFE Engineering использовался серийный электромобиль Mitsubishi i-MiEV, продажи которого частным покупателям в Японии начались в апреле этого года. А осенью он появится и в Европе. Подзарядки в течение пяти минут i-MiEV хватило для преодоления 80-километровой дистанции. В JFE Engineering разработали также упрощенную версию своего зарядного устройства, установка которого обойдется примерно в 60 тысяч долларов, что приблизительно в два раза меньше типичного ценника для устройств «быстрой» зарядки. В первую очередь подобные аппараты будут эксплуатироваться на заправочных станциях, которые станут обслуживать электромобили наравне с обычными машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания.
СПРАВКА
Электромобиль - автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от аккумуляторов или топливных элементов и проч., а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электрической передачей и от троллейбусов. Подвидами электромобиля считаются электрокар (грузовое транспортное средство для движения на закрытых территориях, подъемно-транспортная машина) и электробус (автобус с аккумулятором).