Похищенную в Одессе картину Караваджо сложили, как пододеяльник и укоротили на 3 сантиметра

Как «КП» сообщала в Берлине был найден похищенный из Одесского музея  шедевр Микеланджело да Караваджо «Взятие Христа под стражу». Трое украинцев и один местный житель пытались сбыть ее, но были задержаны полицейскими. 

 - Для нас это радость со слезами на глазах, - сказал директор Одесского музея Западного и восточного искусства Владимир Островский, -  Мы знали, что картина такого масштаба рано или поздно всплывет. Но в каком состоянии. Дело в том, что грабитель вырезал картину грубо, потеряно 3 см авторского холста. Несколько месяцев займет, чтобы нарастить кромки картины. Кроме того, он сложил ее наподобие  пододеяльника, а не трубочкой, как должны перевозиться старинные полотна. Поэтому на ней образовались вертикальные полосы, осыпи краски. Это все восстанавливается. Но понадобится много средств и времени. Мы даже хотим организовать конкурс среди богатых благородных людей Украины за право участвовать в помощи спасения национального шедевра. Конечно, этим, бесспорно, займется государство. Но считаю, что лучшие реставраторы, которым можно было бы доверить эту работу – это мастера из Санкт-Петербурга и Москвы. Именно они великолепно справились с реставрацией картин  Дрезденской галереи, поднятых из затопленных штолен. 
 
 

 

Что касается установления подлинности найденного полотна, то директор считает, что определить эта ли картина была украдена из музея, может только его коллектив. 
 
- Я работаю более 30 лет, некоторые сотрудники – 40 лет. Мы постоянно видели его, были с ним бок о бок, подмечая все изменения, налагаемые временем, - отметил Владимир Островский, - и знаем, где искать мельчайшие царапинки и другие детали, чтобы опознать наше полотно. В то же время я уверяю, что в Одессе находился оригинал картины Караваджо «Взятие Христа под стражу». И все слухи, распускаемые СМИ, что это копия, ложны.  История этого полотна довольна прозрачна. Картина была официальна куплена русским послом. В дальнейшем подарена музею. 12 лет назад к нам обратился Серджио Бенедетти, куратор Национальной галереи в Дублине,  попросив фотографию нашего шедевра. Мы сделали цветную и отослали ему. И тогда он на весь мир сделал заявление, что у нас копия, сделанная его последователем,  а в Дублине оригинал. Но это неправда. Караваджо, как и другие художники,  делал копии своих картин, которые удачно продавались. Он не  копировал их в тонкостях. Так наше полотно отличается цветовой гаммой, выполнено в охристых темно-коричневых оттенках. А дублинское в оливковых тонах.  Но оба они равнозначны по художественным особенностям и выполнены одним автором – Караваджо. А не, как говорят, его учеником. Он был чересчур вспыльчивым, чуть что, хватался за шпагу,  и не умел учить. Известно, что ни один его ученик не вышел из  тени его славы. Еще хочу отметить, что  после того, как картина из Одесского музея побывала на экспозициях в Германии, и Испании, когда все убедились в ее подлинности, произошло это похищение.  
 
После этого происшествия музей Западного и Восточного искусства оснастили современной сигнализацией, какой нет ни у одного музея в Одессе, поставили решетки из каленной стали, внешнюю и внутреннюю сигнализацию, установили видеонаблюдение. Вернувшееся полотно одесситы планируют поместить в итальянский зал, и больше не содержать в зале искусства 20 века, откуда его украли. Музейщики даже  планируют создать целый спектакль "Возвращение Караваджо".
 
Увидеть картину «Взятие Христа под стражу» можно будет только после тщательной реставрации. А пока ее ждет возвращение в Украину в сопровождении сотрудников спецподразделения МВД "Титан". 
 
 

 

Справка КП
 
Работа Микеланджело да Караваджо "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды" была похищена из Одесского музея западного и восточного искусства в ночь на 1 августа 2008 года. Эта картина – одна из самых ценных работ, хранящихся в городе. Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 году преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства)
 
Фото Инна Ищук