Вопрос местных выборов почти решен. Сегодня парламент почти наверняка проголосует за их проведение 31 октября и сократит сроки избирательной кампании c 90 до 50 дней. Это значит, что с конца лета нас опять будут кормить предвыборными обещаниями и заваливать почтовые ящики листовками. Но есть и приятный момент: на выборах можно неплохо заработать. Например, устроившись агитатором…
РАБОТА ДЛЯ МЫШЦ И ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК
Проще всего подработать на выборах участником митингов. Работа не пыльная - размахивать партийным флагом и скандировать название партии или имя кандидата, и оплата соответствующая - 10-15 гривен в час. Столько же платят и тем, кто стоит вдоль автомобильных дорог в фирменной партийной символике со знаменами или баннерами. Одно условие для претендентов - сильные руки. Средний вес знамени - до двух килограммов. А если у вас сильные ноги - то вам надо в велоагитаторы - кататься по городу на двухколесном транспорте, украшенном партийной символикой. Всем необходимым обеспечат в штабе. От вас требуется только одно - отколесить положенное время. На президентских выборах за «работу ногами» платили 25 гривен в час.
- В этом году расценки вряд ли поменяются, - предсказывает директор PR-группы Polittech Тарас Березовец.
ВЕЖЛИВОСТЬ В ЦЕНЕ
Но если в велосипедисты и «крикуны» предпочитают брать молодежь, то для работы в палатках подходят люди всех возрастов. Здесь бегать и прыгать не нужно. Задача «палаточника» - раздавать предвыборные листовки, быть предельно вежливым и, главное, нахваливать своего кандидата. Записаться на работу можно прямо в палатке. Оставляешь номер телефона и ждешь звонка. Работать придется по 10-12 часов в день начиная с восьми утра.
- Расценки зависят от города. В Киеве - самые высокие, в областных центрах дешевле. Штабы будут ориентироваться на уровень средней зарплаты по городу, - утверждает политтехнолог Березовец. По его словам, во время президентской кампании за такую работу в день платили от 90 до 150 гривен.
АГИТИРОВАТЬ БУДУТ ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНИКИ
По словам экспертов, ожидать появления ноу-хау во время предвыборной кампании не стоит.
- Все так же будут популярны акции «от двери к двери». Это когда ходишь по квартирам, рассказываешь о кандидате и раздаешь листовки. Хотя этот метод агитации устарел, его все равно будут использовать. Из новейших технологий - телефонный обзвон жителей и отправка SMS-сообщений, - пояснил директор аналитического центра «Стратагема» Юрий Романенко.
Но для работы на телефоне берут только тех, у кого хорошо подвешен язык, - агитатору придется общаться с неизвестными людьми, пытаясь убедить их проголосовать за нужного кандидата. За день «болтовни» в среднем будут платить до 100 гривен.
50 ГРИВЕН ЗА ДРУГА
Самые легкие деньги на выборах можно заработать не выходя из квартиры. Достаточно разместить на своем балконе баннер любой из политических сил.
- На президентских выборах у меня три дня перед первым голосованием провисел плакат с Юлией Тимошенко. Заплатили 50 гривен. Во втором туре вывесила сразу два плаката БЮТ на разных балконах. Получила 100 гривен, - поделилась с «Комсомолкой» своим опытом луганчанка Антонина Синенко. - Агитаторы сами ко мне пришли. Окна моей квартиры выходят на центральную улицу Луганска. Сказали, что у меня этаж подходящий - шестой. Напротив моего дома стоит общежитие - так там с пятого по восьмой этажи все было увешано плакатами Виктора Януковича.
В цене на этих выборах будет и акция «Приведи друга на митинг». За каждого дают по полсотни гривен.
Для студентов очень выгодная статья доходов - проведение предвыборных социологических опросов. В Киеве в 2008 году развернулась рейтинговая война. По оценкам социологов, в ней участвовало около 40 компаний, на один рейтинг выбрасывали около пяти тысяч долларов.
- Благодаря соцопросам нам, бедным студентам, удается неплохо подработать. В Киеве на прошлых выборах мэра за одну заполненную анкету давали от гривны до пяти. В среднем за день можно было опросить около двадцати человек. За три дня платили 150-200 гривен, - поделился с «Комсомолкой» третьекурсник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Максим Пастушенко.
|
ПТИЦЫ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА
Самой престижной работой на выборах считается труд на избирательном участке. Кандидаты в депутаты доверяют ее только проверенным людям, ведь главное в день голосования - подсчет бюллетеней.
На президентских выборах Центризбирком заплатил членам избирательных комиссий по двести гривен. А наблюдатели и вовсе работали на добровольных началах. Поэтому предвыборные штабы доплачивали своим представителям на участках от 200 до 800 гривен за избирательную ночь, а за всю кампанию - от трех до пяти тысяч гривен, напомнил глава Комитета избирателей Александра Черненко.
Больше всех на выборах заработают штабные офицеры.
- Официальные ставки в лагерях партий и кандидатов в мэры будут от трех до четырех тысяч гривен в областных центрах и до одной-двух тысяч долларов в городах-миллионерах, - прикинул Березовец.
Дорога в это хлебное место заказана далеко не всем. Должности распишут среди своих сотрудников и их родственников, добавил Черненко.
НЕ ЛЮБЯТ ЛЕНИВЫХ И СКАНДАЛИСТОВ
Главное правило на выборах - заявить о себе. Чтобы найти предвыборную подработку, придите в офис партии и оставьте свои координаты. Расскажите, кем хотите работать. Если оратор из вас никакой, но есть сильные руки и быстрые ноги - идите расклеивать листовки и приводите друзей на митинги.
Филонить не удастся. Работодатели будут следить, кто и как относится к агитации. В случае «выходки» - скандалов, распития спиртного или прогулов - могут оштрафовать или уволить. Деньги из зарплаты вычтут и за материальный ущерб - потерю флага, поломку удочки, на которую цепляют стяг, потерю агитационной продукции и партийных палаток.
И самое главное - не откладывайте с трудоустройством на выборах. Желающих много, и мест может не хватить. Но, получив работу, следите, чтобы с вами расплачивались либо наперед, либо после окончания трудового дня. А то некоторые политические силы до сих пор должны своим агитатором за президентскую кампанию.
НА ЗАМЕТКУ
Четыре простых способа трудоустроиться на выборах
- обратиться в штаб партии или кандидата в мэры
- устроиться через знакомых в штабе
- спросить о вакансиях агитаторов
- просматривать интернет-объявления о работе
В ТЕМУ
По предварительным подсчетам экспертов, на предстоящую предвыборную кампанию кандидаты потратят около $250 млн.
- В городах-миллионерах стоимость кампании у каждого серьезного кандидата будет не дешевле 3-6 миллионов долларов, - рассказал «Комсомолке» директор аналитического центра «Стратагема» Юрий Романенко. - А вот мэрская кампания в городах помельче, например в Кировограде или Херсоне, стоит около двух-трех миллионов долларов.