Киевский военный лицей имени Богуна принято считать элитным учебным заведением: летом у КПП училища постоянно толпятся мамы и папы, мечтающие, чтобы их сыновей уму-разуму учили умудренные опытом офицеры. Поэтому, когда из-за закрытых для посторонних дверей лицея доносятся сигналы о страшных драках и насилии среди будущих офицеров, становится не по себе.
О диких историях, случившихся в этих стенах, руководители лицея долгое время предпочитали не говорить. Вероятно, в надежде не запятнать честь мундира. Увы, правда вскрылась только сейчас, после проверки комиссии из Минобороны. После масштабного служебного расследования директора бывшего Суворовского училища отправили в отставку, а офицерский состав ждут чистки.
…Вспоминая события того жуткого мартовского дня, 71-летняя Людмила Ивакина начинает судорожно вытирать слезы с глаз. Проработав всю жизнь рядом с военными (Людмила Александровна трудилась медсестрой в госпитале), женщина не может понять, как эти, казалось бы, ответственные люди допустили трагедию, которая случилась с ее 15-летним внуком. Ведь именно из-за халатности и безразличия офицеров мальчик едва не погиб!
|
Офицеры «не заметили», как лицеисты едва неубили сверстника
- Решение отправить внука учиться в «суворовское» в нашей семье даже не обсуждалось, - говорит Людмила Александровна. - Мы ведь с дочкой понимали, что мальчики его возраста рано начинают пить, курить, балуются наркотиками. Мне казалось, что в лицее таких дурных компаний не может быть в принципе! Экзамены Саша сдал на отлично. Немного хромала физподготовка, но мы были уверены: в таком учебном заведении из него быстро сделают мужчину!
Какими методами мальчишку будут проверять на стойкость, семья Саши Оноприенко не догадывалась. Свои переживания и эмоции мальчик скрывал от родных. Но уже через месяц после начала учебного года круглый отличник вдруг превратился в двоечника, а потом, не желая ничего объяснять, попросил срочно забрать его из лицея.
- Для меня эта новость стала шоком, - продолжает Людмила Ивакина. - Саша никогда так категорически не протестовал. Я решила, что виной всему новый коллектив, трудный возраст, тяжелая спортивная нагрузка.
На протяжении двух лет мальчик не раз просил родных вернуть его обратно в обычную школу: в надежде, что его выгонят за неуспеваемость, перестал готовиться к урокам, часто грозился, что однажды просто перепрыгнет забор лицея и убежит.
- Пытаясь понять, что происходит, я пошла за советом к офицерам, - говорит бабушка мальчика. - Но они меня уверяли, что через это проходят все ребята, оказавшиеся в казарменных условиях. Мол, переживет.
ЧП случилось 27 марта этого года. Накануне 16 ученикам-киевлянам руководство разрешило после окончания занятий несколько дней ночевать дома (в лицей приехали ребята из другого города, которых временно негде было поселить). Среди счастливчиков оказался и Саша Оноприенко.
- Он сообщил эту новость с такой радостью, а на следующий день вернулся домой чернее тучи, - говорит Людмила Ивакина. - На вопросительный взгляд ответил просто: «Все, бабушка, меня убьют».
…Саша долго не отвечал на звонки, а когда наконец откликнулся, то попросил забрать его с остановки. Дойти до дома сам он не мог.
Когда Людмила Александровна выбежала на улицу, то едва не потеряла сознание: парень стоял, вцепившись в столб, и едва дышал. Дотащив внука до квартиры, бабушка поняла, почему: спина и ноги мальчика чернели от синяков, на виске и возле сердца виднелись четкие отпечатки кулаков.
Когда наутро Сашу отвезли в военный госпиталь, врачи огорчили еще больше - у парня отбита селезенка. И чтобы спасти ее, придется делать операцию.
|
ГДЕ ВЫ БЫЛИ, ТОВАРИЩ КАПИТАН?
В лицей бабушка Саши прибежала в истерике. Понимая, что страшные побои внука - это не мелкая потасовка, которая иногда случается между учениками, женщину мучил вопрос: как офицеры допустили такое издевательство и почему они не заметили, в каком состоянии Саша уехал домой?
Поднятое по тревоге руководство зачинщиков драки вычислило сразу: самых активных оказалось около десятка. Каждый написал объяснительную, как и куда ударил. Как оказалось, сверстники над парнем измывались целый день в перерывах между уроками. В один момент Саша даже потерял сознание. Когда в то же время офицер-воспитатель повел взвод в столовую, пропажи лицеиста он не обнаружил.
- Когда я узнала, что во время обеда мой внук без сознания валялся в углу класса, то сразу же бросилась к капитану, отвечавшему за детей в тот день. Но он ничего не мог толком объяснить!
Вскоре в лицей приехали родители избивавших Сашу ребят: предлагали лекарства, заставляли сыновей просить прощение. Тогда Людмила Александровна молилась только об одном: чтобы внук не остался калекой. После трех операций Саша пришел в себя.
- На этих детей я зла не держала, - говорит Людмила Ивакина. - Тем более что никто из них, в том числе и мой внук, так и не признались, из-за чего начался конфликт. Может, он и вправду сделал что-то не так. Во всем виноваты офицеры, которым было просто наплевать, что происходит вокруг.
Увы, трагедия, случившаяся с Сашей Оноприенко, оказалась не последней. Через полтора месяца в лицей в слезах прибежала мама еще одного ученика-первокурсника (его отец - влиятельнй военный). В медпункт он угодил со следами… пыток утюгом!
- На спине мальчика были видны два ярких отпечатка подошвы утюга, - говорит Людмила Ивакина. - Еще один обнаружили на груди. Позже мама мальчика рассказала, что целый год сын просил у нее от 50 до 200 гривен, рассказывая, что эти деньги - на нужды лицея. На самом деле более сильные сверстники требовали с мальчишки плату (за год парень вынес из дома около 3,5 тысячи гривен. - Прим. авт.). А когда в один из визитов домой родители не дали ему денег, вымогатели пошли на крайность...
ЖАЛОБЫ ОСТАВАЛИСЬ В КАБИНЕТЕ
Бывший помощник директора военного лицея по правовой работе Георгий Куличев (он уволился меньше месяца назад) уверяет: подобные ЧП - далеко не единичные.
- Драки происходили часто, - говорит Георгий Николаевич. - Среди самых распространенных травм - баротравмы барабанной перепонки уха, ушибы груди, мошонки, головы, сломанные носы…
Родители пострадавших детей неоднократно писали жалобы директору лицея Игорю Тхоржевскому. Теперь я понимаю, что все они так и оставались у него на столе. Боясь потерять должность, он попросту не давал ход этим делам и таким образом поощрял насилие.
- А почему не пресекались случаи вымогательства?
- Да никто не хотел этим заниматься. Многие ученики попадали в лицей по протекции влиятельных родных. Есть даже такие, кто до учебы стоял на учете в милиции. Уходя в увольнительную, они могли напиться и принести в казармы спиртное. Ничего не боясь, они позволяли себе издеваться над другими.
- Но ведь за ними всегда должны присматривать офицеры-воспитатели?
- Да, должны. Но у многих из них нет педагогического образования, поэтому искать подход к детям они не умели, да и не хотели. Помню случай, когда ротный психолог, изрядно выпив, среди ночи вывел лицеистов на плац и принялся нецензурно учить их, «как жить». Разве педагог может так поступать?
Впрочем, жалобы Георгия Куличева, родителей лицеистов, бывшего руководителя родительского комитета лицея Александра Задерилова не остались без ответа.
На днях приказом министра директора лицея Игоря Тхоржевского, а также его зама уволили с должностей, Генштабу ВСУ поручили «подчистить» офицеров-воспитателей, а Главному управлению Военной службы правопорядка проверить все случаи травматизма среди лицеистов. До 1 ноября Минобороны обещает установить и наказать всех, кто спокойно наблюдал за издевательствами над учениками.
ОФИЦИАЛЬНО
- Комиссия, проверяющая факты нарушения дисциплины и воспитательного процесса в лицее имени Богуна, закончила свою работу в минувшую пятницу, - говорит замминистра обороны Борис Андресюк. - Неприятные для нас факты мы скрывать не намерены. К примеру, установлены случаи зачисления на должности преподавателей лиц с несоответствующим уровнем знаний, без медицинских справок.
Мы не прячем и вопиющий случай насилия над лицеистом (речь идет о пытке утюгом. - Прим. авт.). Более того, на комиссию оказывали давление со стороны определенных влиятельных лиц с просьбами не придавать эту историю огласке (по данным «КП», опекун одного из виновников пыток - влиятельный человек в Верховном Суде). Впрочем, первые результаты уже есть: по приказу министра директор лицея полковник Игорь Тхоржевский больше там работать не будет. Будут приняты меры и к представителям Департамента образования и науки МО, которые допустили нарушения.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Они ведь тоже дети!
К недоброй славе киевскому военному училищу не привыкать: три года назад со страниц газет несколько дней не сходил рассказ о лицеисте, которому офицер ударом кулака повредил барабанную перепонку.
Вскоре шумиха утихла: пострадавшего парня родители решили из лицея забрать, а виновника-офицера уволили, лишили звания и дали три года условно.
Почему тогда о массовых случаях драк в «суворовском» (из доклада комиссии следует, что за прошлый год из 760 лицеистов пострадали 105, то есть каждый седьмой) руководители Минобороны заговорили только сейчас? Неужели раскрыть глаза на обстановку в уважаемом лицее помог только трагический случай с сыном влиятельных родителей?
Ученики «суворовского» училища приходят туда в 14 лет: возраст, когда так легко поддаться плохому влиянию и в самый ответственный момент не отличить черное от белого. Особенно если рядом нет родителей, а ближайшим родственником на несколько лет становится офицер.
Хочется верить, что вместе с оглаской тех кошмаров, которые происходили за стенами училища, в нем появятся и достойные профессионалы, способные понимать тонкую душу ребенка. И воспитать настоящих мужчин и офицеров не с помощью кулаков и отборной брани, а собственным позитивным примером.