Секретарь Харьковского горсовета Геннадий КЕРНЕС: «Харькову нужна дорога, а не эмоции»

Шумиха вокруг строительства новой магистрали через Лесопарк уже достигла общегосударственных масштабов.

Исполняющий обязанности городского головы Харькова убежден, что новая магистраль разгрузит центр города от пробок - как и было предусмотрено Генпланом.

Как получилось, что давным-давно обозначенная в Генеральном плане города дорога неожиданно вызвала такую бурю протеста? Почему по поводу строительства не провели общегородской референдум? И вообще, что даст харьковчанам эта дорога? На эти вопросы ответил исполняющий обязанности городского головы Харькова Геннадий Кернес.

В ГЕНПЛАНЕ ГОРОДА НОВАЯ МАГИСТРАЛЬ БЫЛА ДАВНО

- Геннадий Адольфович, неужели Харькову настолько необходима новая дорога?

- В Харькове каждый год прибавляется по 25 тысяч автомобилей, их уже сегодня 200 штук на каждую тысячу харьковчан, и мы остро испытываем трудности с проездом в час пик и во время проведения ремонтных работ.

Новая дорога однозначно будет востребована. Даже те, кто выступают против вырубки деревьев, признают, что пропускная способность новой дороги составит 3000 машин в час. Представляете, насколько мы разгрузим центральные автомагистрали? Кроме того, мы станем при этом продолжателями Генплана, по которому Харьков строится десятилетиями.

- То есть в Генплане города эта дорога присутствует?

- Мы руководствуемся Генеральным планом Харькова, который с привлечением специалистов разрабатывался давно, а некоторые документы принимались еще в 40-е годы прошлого века. Мы как депутаты городского совета принимали необходимые для этого решения и в 2007 году, и в 2008-м. И делали это не кулуарно, а публично.

Изначально Генплан предполагал строительство дороги в другой части Лесопарка, но предыдущая городская власть раздала там земли под частные коттеджи, где теперь живут «большие» люди. Мы поняли, что нужно зарезервировать территорию, пока ее не разобрали. Но когда мы отменяли некоторые решения о выделении участков на красных линиях для строительства казино и дискотек, почему-то никто не развивал эту тему...

- Почему этот вопрос вызвал такой резонанс в обществе, если о пробивке было известно задолго до начала строительства?

- Строительство пробивки совпало с тем, что замаячила дата новых выборов в местные советы, и представители политических сил пытаются вернуть доверие к себе и к своим декларациям. Они используют свои финансовые и медийные ресурсы, а уровень потоков лжи уже такой, что жители города никогда с такими масштабами не сталкивались. А поскольку у любой политической силы есть приверженцы, то они пытаются расписываться за всю территориальную громаду.

За 355 лет в городе Харькове многое менялось, и никогда не было и не будет так, чтобы в подобных вопросах абсолютно все были «за». А быть профессионалами и ставить свои подписи под документами - это совсем не то, что кричать «Долой!» или «Не дадим!».

За решение транспортной проблемы в центре Харькова мэрия взялась вплотную: в 2009 году капитально отремонтировали 2 ключевые магистрали - улицы Рымарскую (на фото) и Пушкинскую.

«НЕОБХОДИМА СИЛА ВОЛИ, ЧТОБЫ НЕ УХОДИТЬ В СТОРОНУ ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ»

- Может, для снятия напряженности следует провести по этому вопросу общественные слушания или общегородской референдум?

- Я поддерживаю любые местные инициативы, тем более что я сам инициативный человек. Но референдум необходим тогда, когда это касается общегородских вопросов. Пробивка дороги - вопрос не того масштаба. В конце концов мы рискуем докатиться до того, что будем вынуждены, прежде чем что-то построить для граждан, постоянно проводить референдумы.

Это технология step-by-step. Мы это уже проходили, когда реформировали жилищно-коммунальное хозяйство - ликвидировали жэки и создали в 2006 году службу единого заказчика. Сегодня, несмотря на трудности и некоторых недовольных, мы имеем значительный позитив. Так что необходима сила воли, чтобы не уходить в сторону от решения проблем.

Я подписал распоряжение о проведении общественных слушаний по другому вопросу - строительству гольф-клуба в Пятихатках (стройка также предполагает вырубку определенного количества деревьев. - Авт.), потому что его не было ни в одном Генплане. Я пошел по этому пути, чтобы провести разъяснительную работу среди тех харьковчан, которые не полностью разобрались в вопросе. Мы должны понимать, что берем на себя ответственность.

- Значительная часть претензий протестующих касается появления вдоль будущей дороги коммерческих и некоммерческих объектов, из-за которых будут рубить лес дальше...

- Да, в 2008 году, когда экономический кризис только начинался, в качестве одного из способов решения проблемы действительно рассматривалось привлечение к строительству пробивки инвесторов. Но когда Харьков выиграл право принять матчи Евро-2012, у нас появилась уникальная возможность использовать средства, выделяемые на подготовку к чемпионату. Поэтому наше предыдущее решение было изменено, и государственный акт на землю выдан не на фирму «Х», а нашему управлению капитального строительства. В документе написано, что целевое назначение земли - дорога. Там и речи не идет ни о каких апартаментах, гостиницах, казино или чем-то подобном!

Харькову нужна дорога, поэтому лично у меня есть только один ответ: там будет построена дорога. Но когда появится новая магистраль, предприимчивые люди захотят что-то делать для развития прилегающей к ней территории. Вот здесь, я считаю, и следует провести общественные слушания.

Например, нас осуждали и когда мы аэропорт передавали частному инвестору. А сегодня правильность этого решения очевидна: полным ходом идет реконструкция, ко Дню города будет сдан новый терминал, построенный за счет частных инвестиций. Мы также видим, что без особых эмоций и споров наши совместные действия привели к тому, что из запасного Харьков стал одним из основных городов, принимающих матчи Евро-2012.

СУДЬЕ НЕОБХОДИМЫ АРГУМЕНТЫ, А НЕ ВИСЕНИЕ НА ЛЮСТРЕ

- Как вы относитесь к тому, что противостояние вокруг пробивки переместилось в юридическую плоскость, в суды?

- Вначале противников дороги приглашали на встречи со специалистами, чтобы они могли услышать мнения компетентных людей. Но это было похоже на ситуацию, когда люди, занимающиеся, например, кройкой и шитьем, начинают учить профессионального эколога. Они не слышали профессионалов, а вели себя эмоционально.

А на открытом судебном заседании при рассмотрении всех сторон вопроса они поняли, что с судьей нельзя себя вести, как на улице. В результате имеем штрафы, предупреждения, аресты… Это плохо для них, но как может считаться добропорядочным человек, который три дня просидел на дереве вместо того, чтобы аргументированно доказать свою точку зрения? Давайте себе представим, что в суде один из них залез бы на люстру и качался на ней несколько дней, повторяя: «Вы меня не уберете, потому что у нас демократия»...

- Сегодня уже устранены все проблемы? Ко Дню Харькова дорогу успеют построить?

- У нас есть план - сдать дорогу ко Дню города, то есть к 23 августа. Планы не меняются, и пробивку в Лесопарке мы планируем сделать в срок. Просто работать теперь придется более интенсивно.

Длина новой дороги - 1300 метров. Это всего на сотню метров больше, чем восстановленный нами накануне Александровский сквер в районе ХТЗ, с освещением и фонтанами. Это хороший пример того, как мы работаем, когда нам никто не мешает.