КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ
5 июня в материале «Стало известно, где зарыт клад Наполеона» историк Александр Серегин и руководитель кладоискательной конторы Владимир Порываев уверяли, что наконец-то раскрыли тайну пропавших сокровищ. Мол, спрятаны они совсем не там, где считалось прежде. Не утоплены в озере под Смоленском, а закопаны примерно в 300 километрах от Москвы, в треугольнике между Ельней, Калугой и Смоленском. Там в густом непроходимом лесу (раньше же на месте леса было поле) в котловане диаметром 40 метров находятся примерно 80 тонн золота.
«Авторы открытия» пока не называют точных координат, опасаясь конкурентов. Но обещают позвать на раскопки журналистов «КП», когда соберут волонтеров, приобретут необходимую технику и получат разрешения от губернаторов Смоленской и Калужской областей.
Однако далеко не всех убеждают доводы, приведенные Серегиным и Порываевым в «Комсомолке». Многие не верят в их «новое» место. Но признают: Наполеон увозил награбленное, но до Франции не довез. Где еще мог спрятать? Послушать историков - так под подозрением минимум пять разных мест.
ОРША ИЛИ ВИЛЬНЮС
- Да, московские трофеи французы вывозили из Москвы в огромном обозе, - рассказывает Виктор Безотосный, заведующий отделом истории России XIX - начала XX века Государственного исторического музея, кандидат исторических наук. - Есть даже примерный перечень награбленного. Но большая часть ценностей попала в руки казаков. Они преследовали наполеоновскую армию и отбивали телеги с золотом и драгоценностями.
Остатки наполеоновского «золотого обоза» одни свидетели, судя по историческим документам, видели в последний раз в районе Орши, в Белоруссии. Может, клад спрятан где-то там. Но существуют упоминания и о месте под Вильно - нынешним Вильнюсом. Там французов задержала Понарская гора, с которой связана целая история.
Гора сама по себе была невелика, но обледенела. Обойти ее французы сразу не догадались. Спасаясь бегством, полезли вверх, бросая пушки и поклажу. Включая, возможно, армейскую казну и награбленное в Москве. А тут подоспели русские войска, которые набросились на это добро. Но и французы опомнились - им стало жалко оставленного.
«Преследователи при этом присоединились к преследуемым и приняли участие в грабеже. Видели русских и французов, забывших о войне и грабивших вместе один и тот же ящик. Пропало на 10 000 000 золота и серебра!» - сообщается в энциклопедии 1911 года «Отечественная война и Русское общество».
«Золотой обоз» могли просто растащить у Понарской горы. Но что-то осталось. В том числе и ценности, вынесенные из Кремля. Они до сих пор не найдены.
- Какова вероятность того, что французы закопали золото между Ельней и Калугой, как утверждают наши кладоискатели?
- Вероятность минимальная. Там была жестокая битва. У французов не было времени что-либо закапывать.
В районе селения Ляхово, около Ельни, отряды Давыдова, Фигнера и Орлова-Денисова окружили, атаковали и взяли в плен двухтысячную колонну французов во главе с генералом Ожеро. (Возможно, поэтому Порываев и Серегин находят в этих местах шрапнель, бляшки от ремней и офицерские пуговицы. - Ред.). Под Ельней обоз Наполеона и близко не стоял!
Кладоискатели уверены: Наполеон обоз с сокровищами куда-то загнал, спрятал, а потом приказал расстрелять всех свидетелей. Со всей ответственностью заявляю: Наполеон никого не расстреливал из-за побрякушек.
- Как, по-вашему, существует ли по пути в Белоруссию место, где закопано 80 тонн золота?
- Вряд ли…
- А cундуки с килограммами золота солдаты могли закапывать вдоль дороги?
- Возможно. Но если и закапывали, то не дальше Смоленска. Потому что после Смоленска им уже не до этого было - ни еды, ни теплой одежды. А морозы уже крепчали. Французы думали лишь о том, как выжить и убежать.
- А в Семлевское озеро (Смоленская область, Вяземский район), где «КП» в конце 1960-х проводила поиски, могли быть свалены телеги с награбленным?
- Там уже 200 лет пытаются что-то найти и не находят.
- Говорят, что клад накрыт слоем ила толщиной 16 метров.
- Пусть откачивают ил и достают. Почему этого никто не делает? Вероятнее всего, потому что там ничего нет.
СЕМЛЕВСКОЕ ОЗЕРО ИЛИ БЕРЕЗИНА
- Я думаю, что хотя бы часть трофеев Наполеона лежит все-таки в Семлевском озере, - уверен Алексей Пензенский, кандидат исторических наук, специалист по истории Франции. - Это было идеальное место, потому что оно находилось по пути движения французов и было очень глубоким. Сохранились даже свидетельства крестьян, которые утверждали, что видели, как французы мастерили деревянные настилы, по которым в озеро спускали телеги.
То, что клад, скорее всего, в озере, доказывает и недавний случай. В марте этого года один человек (имя, по понятным причинам, не назову) ловил там рыбу и вдруг увидел, как две вороны дерутся на соседней льдине за что-то блестящее. Присмотрелся - золотые монеты! Он добрался до льдины, и у него в руках оказался полусгнивший кожаный кошель с наполеондорами - французскими золотыми монетами. Это значит, что в обозе, лежащем на дне озера, была и часть французской казны. Счастливчик продал свою находку коллекционерам за 1,5 миллиона рублей.
- Вот повезло! А где еще находят?
- Есть место на переправе через реку Березина в Белоруссии, вблизи города Борисов. Там Наполеон чуть не попал в плен к адмиралу Павлу Чичагову. На этой переправе после каждого весеннего половодья до сих пор вылавливают то кошелек с деньгами, то солдатский ранец, набитый золотыми крестами. Но тот, кто находит, - и поисковики, и местные - не афиширует свою добычу.
- На государственном уровне велись поиски?
- Сразу после разгрома Наполеона золото искал смоленский генерал-губернатор И. И. Хмельницкий. Он пытал крестьян, запирал в подвалы, сек, допрашивал с пристрастием. Но не нашел обоза. В 1820 - 1830-х годах в Россию приезжали французы - наполеоновские ветераны, ездили по «местам боевой славы», искали спрятанное и вроде даже что-то находили. И в конце 1960-х искала клад ваша газета с «благословения» Кремля. Если бы тогда нашли - передали бы государству.
А вообще ни одно государство мира не вкладывает деньги в поиски кладов, отдавая их на откуп любителям, потому что в нахождении нет стопроцентной гарантии. Государство - не романтик.
- Под Ельней, куда нас направляют сегодня кладоискатели, может быть зарыто 80 тонн золота?
- Нет, нереально тогда было за ночь вырыть котлован в замерзшей земле.
- По рассказам местных жителей, которые они слышали от своих предков, французы там жгли костры - согревали землю три дня…
- Даже если это и так, сколько для этого нужно людей и лопат? Чтобы вырыть окоп длиной не менее 50 метров, нужна сотня солдат. И вообще, откуда у бегущих французов, причем голодных и замерзающих, тогда могли быть лопаты и, главное, время на рытье котлована?
- Кладоискатели упоминают некую гравюру, на которой изображен сподвижник Наполеона. Якобы он стоит на фоне той местности, где зарыт клад. Гравюру не показывают, потому что уверены: местность узнаваема. Вы случайно не знаете, что это за гравюра?
- История с гравюрой - это явная мистификация. Пейзаж не может быть узнаваем, потому что за 200 лет он сильно изменился. За 50 лет любая местность меняется до неузнаваемости. Реки меняют свои русла. Леса исчезают.
- Легенда такова: кокарда треуголки, лежащей у ног вельможи с гравюры, и указывает на место клада. То есть лежит не случайно.
- Брошенная на землю треуголка - это всего лишь символ поражения.
- Откуда взялась столь точная цифра - 80 тонн золота?
- Цифра взята абсолютно с потолка. И ни один уважающий себя специалист не скажет, сколько сокровищ было в обозе, сколько потерялось по дороге, досталось казакам. Лишь дилетанты легко рассуждают об этом. У них есть ответы на все вопросы.
Кстати, Наполеона сопровождали несколько обозов. В том числе и с амуницией, оружием. Может быть, и «золотой обоз» был не один.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Клад Наполеона - это…
...золото, переплавленное из различных предметов, серебро в слитках, изделия из драгоценных металлов, коллекции старинного оружия и предметов искусства, драгоценные камни и самоцветы, церковная утварь, иконы с дорогими окладами, драгоценная посуда.
Кроме того, в обозе с трофеями ушли:
- из Архангельского собора - уникальное старинное серебряное, местами с позолотой венецианской работы паникадило весом в 113 пудов,
- с колокольни Ивана Великого, что в Московском Кремле, был снят один из символов православной веры - крест высотой в три сажени, обитый серебряными вызолоченными листами.