Марк ЗАХАРОВ: «Когда Горин писал сценарий «Мюнхгаузена», он рассказывал про нас, современных»

15 июня исполнилось 10 лет, как с нами нет прославленного драматурга.

Внезапная смерть Григория Горина 10 лет назад потрясла всех. В марте 2000-го он отметил 60-летие, постоянно работал, строил планы. За несколько дней до смерти закончил работу над пьесой «Шут Балакирев» для «Ленкома». Но вдруг не выдержало сердце. Накануне печальной даты своими воспоминаниями о Григории Горине поделился его друг и соавтор, художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров.

- Горин был совершенно уникален для нашей страны, в нем сочетались таланты писателя, сатирика и драматурга, - признается Марк Анатольевич. - Вы найдете немного примеров в мировой истории, когда один и тот же человек мог написать и рассказ, и пьесу. И главное - чтобы и то и другое получилось одинаково хорошо.

- Ваше сотрудничество с Григорием Израилевичем началось с уже ставшего легендарным спектакля «Тиль» в «Ленкоме». Почему Горина заинтересовала история швейцарского стрелка, а не какая-нибудь актуальная история из жизни современной ему страны?

- У каждого драматурга есть темы, которые ему даются лучше всего. У Гриши это были истории давно минувших дней. Думаю, у него была вполне сознательная тяга к нездешней жизни. И его можно понять - Горин ведь вырос в Кузьминках, много лет прожил в коммунальной квартире. И актуальные современные истории коммунальных склок каждый день происходили у него на глазах. Ему неинтересно было описывать их ни в начале своего творческого пути, ни потом. Но у Горина был безусловный дар - он брал старую историю и наполнял ее современным подтекстом. И всем было сразу понятно: и «Тиль», и «Убить дракона», и «Тот самый Мюнхгаузен» - это не про героев в исторических костюмах, а про нас.

- У него был еще один удивительный талант - к его иносказаниям почти не придиралась цензура. Только, пожалуй, в случае с фильмом Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», к которому Горин писал сценарий, возникли серьезные трения с чиновниками. Как он пережил тот момент?

- Знаете, Гриша был очень самоироничным, и это всегда ему помогало. Поэтому его не надломили бесконечные правки и купюры в сценарии этого фильма. Он понимал, что драматург должен работать в любых условиях. И все трудности с «Гусаром» он старался обратить в шутку.

- В повседневной жизни ему это умение тоже помогало?

- Да, но неправильно думать, что Горин все время шутил и балагурил. Большую часть времени он был серьезным человеком. И я его за эту серьезность очень ценил. Еще за прямоту. Мне Гриши сейчас очень не хватает. Он ведь был последним, кто мог подойти ко мне после спектакля или репетиции и сказать: «Марк, ты что, дурак? Как тебя угораздило сделать такую гадость и пошлость?» А сейчас так может сделать только моя жена. Да и то она меня старается щадить...

В ТЕМУ

Три самых известных афоризма Григория Горина

  1. 3 Любовь - это теорема, которую нужно каждый день доказывать.
  2. 3 О заведении в городе шла дурная слава, и поэтому там не было отбоя от посетителей.
  3. 3 Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь.