Современный офис крупной компании похож на огромное шумное общежитие. Изо дня в день в одном помещении собираются люди, у которых зачастую нет ничего общего, кроме фонда заработной платы и начальника. Многих такое положение дел не устраивает, и они пытаются установить с коллегами дружеские отношения, даже не подозревая, что последствия дружбы на рабочем месте могут быть самыми разными: от повышения по службе до увольнения.
КОГДА ПРИЯТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ ВРАГАМИ
- К положительным последствиям дружбы между коллегами можно отнести психологический комфорт, приятное общение в перерыве за чашечкой кофе. Кроме того, есть еще один немаловажный момент: все вопросы, находящиеся в ведении офисного приятеля, решаются без проблем и проволочек, - говорит психолог Марина Деркач.
В то же время другая сторона этой «медали» выглядит не столь привлекательно. Дружба на работе нередко становится основанием для манипуляций, и это может доставить немало негативных минут. Нередки ситуации, когда одного из друзей повышают в должности, и он, становясь руководителем, оказывается перед выбором: оказаться жертвой этих манипуляций либо выстраивать отношения со старым другом по новой схеме. Примечательно, что и то и другое чревато неприятностями.
- Если вновь назначенный руководитель попытается сохранить дружеские отношения со своим теперь уже подчиненным, это может настроить против него других членов команды и спровоцировать конфликт. Но и выстроить отношения заново совсем непросто. Нередко вполне законные требования руководителя вызывают сопротивление его вчерашнего приятеля. Неудивительно, что подобная ситуация часто приводит не только к разрыву отношений, но и увольнению нижестоящего по рангу сотрудника, - говорит Деркач.
РАБОТА - НЕ КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ
Отношение к дружбе на работе неоднозначно не только у рядовых сотрудников, но и у руководителей компаний. При этом мнения высказываются диаметрально противоположные: одни поощряют приятельство, полагая, что дружба способствует созданию благоприятного психологического климата и повышению производительности труда. Другие заявляют, что работа - не клуб по интересам, и сотрудники приходят в офис трудиться, а не обсуждать коллег, устраивать получасовые перекуры и многочасовые чаепития. Кроме того, начальство нередко опасается, что подружившиеся коллеги не только будут покрывать друг друга, но и со временем начнут дружить против самого шефа. Чтобы этого не случилось, в некоторых компаниях сотрудников «тасуют» как колоду карт, переводя в другие отделы или просто пересаживая с места на место каждые полгода.
ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА
Как известно, по-настоящему счастливым может считаться тот человек, который по вечерам с удовольствием идет домой, а по утрам с не меньшим удовольствием вышагивает на работу. И если с тобой вместе работают лучшие друзья, приходить в офис вдвойне приятнее. Так думала директор направления одной из столичных компаний Марианна, когда поспособствовала тому, чтобы в ее департамент была принята давняя подруга:
- Моя институтская подруга Ольга внезапно осталась без работы и обратилась ко мне за помощью. Поскольку образование было профильное, я без труда устроила ее в нашу компанию. Примерно через месяц я узнала, что Ольга постоянно козыряет нашими «особыми отношениями» перед коллегами. Я поговорила с ней, но, к сожалению, мне не удалось убедить Ольгу в том, что наша институтская дружба не дает ей ни дополнительных прав, ни преимуществ перед остальными сотрудниками. Она продолжила себя вести в том же духе и через несколько месяцев была уволена. Насколько я знаю, следующую работу она нашла нескоро, но при этом у нее хватило наглости обвинять меня: якобы из-за нашей дружбы она в свое время приняла мое предложение, отказавшись от более выгодного, а теперь та вакансия оказалась занята. После всей этой нервотрепки я зареклась работать с друзьями. Глубоко убеждена: никаких приятелей и тем более родственников в компании быть не должно - в этом меня сейчас никто не переубедит!
ДОВЕРИЕ ПО РАСЧЕТУ
Предыдущая история демонстрирует абсолютную недальновидность Ольги - многие на ее месте действовали бы гораздо более тонко и осторожно. Не секрет, что варианты так называемого «дружеского продвижения» в компаниях не так уж и редки. Взглянув на приятельские отношения с начальником глазами не слишком чистоплотного подчиненного, мы увидим, что дружба с «правильным» человеком способна принести неплохие дивиденды.
Продвижение по карьерной лестнице, бесплатные путевки, зарубежные командировки, премии, высокие оклады, бонусы и прочие приятные моменты подталкивают некоторых сотрудников если и не дружить с начальством, то по крайней мере тщательно имитировать дружеское расположение. Впрочем, психологи предостерегают от такого «раздвоения личности», ведь дружба по расчету - это тяжелая работа. Играть роль 24 часа в сутки изо дня в день не получится, и практика показывает, что обидный прокол, как правило, происходит в самый неподходящий момент.
В ТЕМУ
В офис без родни!
Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob, более 60 процентов респондентов не хотели бы работать со своими родственниками и друзьями в одной компании.
Среди главных причин, по которым опрошенные не желают видеть в своем рабочем окружении близких, - боязнь конфликтов, неуверенность в профессиональной компетенции родных, желание разделять личную и профессиональную жизнь. К тому же немало респондентов, побывавших в подобной ситуации, «обожглись» и не хотят повторять неудачный опыт.
НА ЗАМЕТКУ
Советы друзьям, одного из которых повысили.
Начальнику:
- не стимулируйте работу подчиненного напоминаниями о дружбе,
- не выделяйте его среди других подчиненных в рабочее время,
- не пытайтесь использовать дружбу в личных интересах.
Подчиненному:
- смиритесь с тем, что ваш друг теперь является вашим руководителем,
- не требуйте поблажек в работе, напоминая о дружбе,
- не обсуждайте с коллегами сведения, полученные от него ранее (например, информацию о личной жизни),
- не пытайтесь использовать дружбу в личных интересах.
КСТАТИ
Бонусы от приятеля
Несмотря на все аргументы «против» офисной дружбы, присутствие хорошо знакомого на работе дает руководителю немало бонусов.
«Тыл» - от друзей можно получить поддержку. К тому же к советам приятелей прислушиваешься куда охотнее, чем к идеям других работников.
Можно обсудить конфиденциальную информацию без риска. Лучше, конечно, это делать в ресторане или кафе. К тому же приятель в отличие от рядового подчиненного с пониманием отнесется к деловому звонку в три часа ночи.
Правдивые разговоры. Друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы можете получить точную информацию о положении дел в команде.
Посредник. Приятель начальника - «глаза и уши» офиса. Друг-подчиненный может в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения. И получить обратную связь.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Плюсы офисной дружбы:
- есть с кем пообщаться,
- есть надежный источник информации,
- выручит, если на работе «завал»,
- предупредит об опасности,
- «прикроет» в случае отсутствия на рабочем месте,
- сообщит об открывшейся вакансии.
Минусы офисной дружбы:
- много времени уходит на пустые разговоры,
- не все люди умеют разграничивать рабочие отношения и дружбу,
- приходится выполнять мелкие и крупные просьбы,
- в случае конфликта в коллективе друг ожидает, что вы примите его сторону, даже если он неправ,
- к другу трудно применять санкции,
- доверие может обернуться против вас: в случае ссоры с приятелем руководство может узнать о всех ваших прежних проколах.