Певица Виктория ЛУКЬЯНЕЦ: «Меня с детства называли железной лошадью»

Солистка Венской оперы в интервью для «КП» раскрыла секреты своего восхождения на оперный Олимп.


Фото Татьяны КОЗЫРЕВОЙ.

Вершины покоряют только сильные духом

Самой яркой звездой фестиваля «Виртуозы», который состоялся во Львовской филармонии, стала мировая примадонна, солистка Венской оперы, украинка Виктория Лукьянец – певица, которая выступала на лучших мировых оперных сценах с лучшими тенорами мира Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Лучано Паваротти. Среди «трех великих Травиат» известный итальянский режиссер Франко Дзеффирелли назвал имена Марии Каллас, Весы Стратас и Виктории Лукьянец.

Выбегая в перерывах со сцены, счастливая и возбужденная, глотнув из бутылки воды, она все спрашивала, как будто не веря себе, у ожидающих ее возле гримерной журналистов: «Ну что? Вроде получилось!» и опять бежала к зрителям, которые вызывали ее на сцену непрекращающимися овациями.

На удивление демократичная и искренняя, энергичная и открытая в общении – Виктория Лукьянец просто очаровывала. К ней шли после концерта, как к близкому человеку, толпы людей, чтобы выразить свое признание, любовь, восхищение, взять автограф, подарить цветы и, конечно же, сфотографироваться на память.

Она никому не отказывала, ведь это ее публика, ради которой она, собственно, и приехала, ради которой она работает и которая дарит ей вдохновение и любовь.

 «За все благодарна судьбе и Богу!»

– Виктория Ивановна, ваш успех в оперном искусстве – это перст судьбы, везение или неустанный труд? Ведь тысячи выпускников консерваторий мечтают попасть на сцену хотя бы оперного театра, не говоря уже о стажировке или гастролях за границей. Но попадают-то единицы, большинство оседает в хорах или просто уходит из профессии.

– Это и первое, и второе и третье. Да, безусловно, я благодарна Богу за то, что подарил мне талант, за то, что так счастливо сложилась моя судьба, за судьбоносное стечение обстоятельств, за то, что с пониманием к моей профессии отнеслась семья, что у меня есть на все это силы и здоровье. Я верующий человек и знаю, что ни один наш шаг без воли Всевышнего не происходит. Но без тяжелого каждодневного труда меня бы тоже не было.

Я с детства привыкла серьезно работать, все успевать, учиться, играть, петь. Поэтому, наверное, уже с 13 лет меня в школе называли «железной лошадью».

У меня была очень строгая мама, которая мечтала, чтобы я пела в органном зале, потому что об оперном театре даже мысль не приходила в голову. Это было что-то недосягаемое.

Но я стала солисткой Киевской оперы и превзошла все мамины ожидания. Я такой упорный, знаете ли, скорпион. Если чего-то хочу – обязательно добьюсь.

 «Викуся, тебе не надо помогать, тебе бы не мешали!»

– Что стало поворотным моментов в вашей судьбе?

– Дебют сначала в Мариинском театре Санкт-Петрбурга, а потом и в Большом театре в Москве. Именно в Большом театре во время моего выступления присутствовал импресарио из Вены, который заметил меня и предложил мне контракт.

Мне очень помогала в свое время Ирина Архипова – знаменитая оперная певица, гордость России, которая просто так брала меня в свои концерты. Она мне говорила: «Викуся, сначала ты будешь выступать вместе со мной, а потом сама будешь собирать оперные залы». Так и случилось.

А позже добрым словом мне очень помогал Лучано Паваротти. Этим двум гениям я бесконечно благодарна и всегда буду помнить их человечность и доброту.

– Пословица, что посредственность пробьется сама, а таланту нужно помогать пробиться, оправдала себя на примере вашей судьбы?

– Я вам отвечу словами Ирины Архиповой, которая мне в свое время сказала: «Викуся, тебе не нужно помогать – тебе бы не мешали!».

– И часто вам ставили палки в колеса? Ведь в оперном мире существует не только жесткая конкуренция, но и зависть, которая не раз разрушала судьбы талантливых людей.

– Были и в моей судьбе такие моменты. Но я не держу обиды ни на кого. Эта борьба делала меня только выносливей. Особенно в 90-е годы я не раз была просто в отчаянии: играла в театре раз в три месяца, в Украине для меня просто не было работы. Именно тогда мой муж мне сказал: «Если будет так продолжаться, мы отсюда уедем».

– Как приняла вас Европа?

– Европа сначала испытывает человека на прочность. Ты должен доказать, что ты действительно  профессионал – и, если убедил, что ты не просто так здесь оказался – значит, остаешься, если же нет – не взыщи, как говорится.

 Мне тоже пришлось сначала петь совсем не в тех спектаклях, к которым я привыкла, и совсем не те партии. Но я прошла через это. Здесь нет никаких поблажек.

 Оперный исполнитель должен быть не только певцом, но и актером, иметь железное здоровье и выполнять все условия контракта. А звездой ты становишься только тогда, когда ты человек свободный и не связан никакими контрактами. Вот так.

Запад действует по принципу – выжать и выбросить, хотя в последнее время такие же тенденции я наблюдаю и у нас в Украине.

Через тернии – к звездам!

– Почему европейская опера сейчас так «минимизируется»: минимум декораций, обычные костюмы, как на людях с улицы и т.п., ведь в европейских театрах с деньгами все более, чем нормально?

– Дело в том, что в европейской опере сейчас делается упор на пение, игру, внутренний мир человека, все остальное не имеет значения. Но если режиссер сделает все это красиво – эффект будет тот же, эстетически и эмоционально наполненный. Мне везло, у меня были всегда талантливые постановщики спектаклей.

– Во Львове в свое время вы успели выступить на открытой площадке на площади Рынок. Говорят, выступления оперных певцов на открытых площадках в Европе сейчас очень популярны. А как же голос?

– Меня Бог милует. Никаких по­следствий, хотя в Австрии выступала в мае на открытой площадке на Ратхаус-плас, где собралось 40 тысяч зрителей (представляете!), а на улице было всего 12 градусов тепла. Но все прошло благополучно. 

– Вы так искренне приглашали сегодня многих молодых певиц к себе в Вену, у вас есть ученики?

– А как же иначе? Конечно, есть! У меня десять учеников, и я стараюсь передать им все то, чем владею сама. Уроки доброты, которые преподали мне мои учителя оперного вокала, я приняла как эстафету, потому что понимаю, что пробиваться на большую сцену всегда не просто, но всегда возможно, если есть талант, усердие и трудолюбие. Нужно просто не отступать от намеченной цели.

В тему

«Дома я сама пеку хлеб и варю борщ»

- В каких городах чувствуете себя комфортно?

- Лучше всего я чувствую себя в Вене и Киеве – там я дома. Не люблю напыщенного Парижа, с его блеском и лоском, не воспринимаю Лондона.

- Что для вас Львов?

- Львов – это дом. Здесь я себя чувствую комфортно. У меня в этом городе много знакомых и  просто замечательных людей. Я люблю львовскую публику, такую, как была сегодня на концерте, от которой исходят флюиды искреннего восхищения и любви, и я  всем-всем-всем благодарна за это.

- Виктория Ивановна, а какая вы дома, в семье?

- Дома меня называют улиткой. Я закрываюсь в себе, в своем маленьком мире с книгой или со своими мыслями,  и после этого чувствую, что я хочу двигаться, жить, петь и дарить радость.

- Любите побаловать себя чем-то вкусненьким, запрещенненьким?

- О, нет, это не ко мне. Я не люблю наедаться. Я всегда помню, что меня ждет моя публика и я  должна перед ней быть не только в отменной вокальной, но и физической форме. Поэтому утром я всегда  занимаюсь бегом.

- Приходится иногда готовить?

- Ну, конечно же. Я все делаю в доме сама и готовлю тоже, потому что люблю это дело. Я и хлеб пеку, и пироги, и борщи варю. А домашние и гости все это съедают. Меня бабушка всему учила, так что у меня это в крови.

- Какие ваши любимые цветы?

-Я люблю розы, хотя мне все цветы нравятся. У меня на террасе их столько, что все вокруг благоухает. Люблю фиалки и орхидеи, любуюсь петуньями и сальвиями. Цветы – это праздник. А кто же не любит праздников?