«Чегоизволите» по-украински

«Когда председатель парламентского комитета по образованию и науке в …надцатый раз говорит о том, что руководство Минобразования заявило о создании совместного с Россией учебника для школ, он нагло врет», - такое заявление Дмитрий Табачник сделал, побывав 24 мая на прямой линии в «КП». Мы попросили прокомментировать это заявление у упомянутого министром человека - Владимира Полохало, председателя парламентского комитета по образованию и науке (фракция БЮТ).

УЧЕБНИК, ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - РАЗНИЦЫ НЕТ?

- Я хотел бы напомнить, что когда Владимир Семиноженко стал вице-премьером в первый раз (в 2001-2002 годах. - Прим. авт.), именно он выступил с инициативой создать общий учебник, - начал разговор с «КП» Владимир Иванович. - Но тогда, правда, украинские историки деликатно уговорили его не делать этого. Однако теперь вопрос снова становится ребром. Буквально на следующий день после своего назначения министром Дмитрий Табачник продекларировал, что собирается лично «перечитывать» учебники по истории. А где «перечитывать», там - и «переписывать»…

- Но ведь министр говорит о написании не учебника, а лишь пособия для учителей…

- Недавно состоялся съезд учителей стран СНГ. Речь на нем шла, в частности, о создании общих учебников по истории для постсоветских стран…

- …он проводился в Астане, и идею озвучили белорусы. При чем здесь мы?

- На съезде выдвинули идею, надавили на Украину. И идея нашла своих зарубежных промоутеров: есть целый ряд депутатов российской Госдумы, которые выступили с энтузиазмом «за». Например, депутат Государственной Думы России Сергей Марков недавно в Крыму заявил, что «важным является задание радикально изменить учебники истории в современной Украине», поскольку, по его мнению, «они сфальсифицированы».

- Да, но ведь Марков - российский политтехнолог, «ястреб», известный радикальными высказываниями…

- Дело даже не в этом. Беспрецедентным и диким является сам факт, что зарубежные политики требуют от украинской власти переписать учебники нашей национальной истории. Поэтому я прямо обратился к Верховной Раде, к первому вице-премьеру Андрею Клюеву с вопросом: будет ли написан совместный учебник? Вслед за мной к ним же обратились историки, напомнив о неудачном опыте Владимира Семиноженко. Их ответ, с учетом негативной реакции историков и общественности, был отрицательный.

Тогда-то в министерстве и изобрели другой способ - «не мытьем - так катаньем»: решили создать общее с Россией учебное пособие для учителей, причем спешно, буквально за несколько месяцев, и неизвестно какими авторами… «Спецоперация» очень простая: пособие будет утверждено, станет нормативным. На нем появится гриф «рекомендовано министерством» и Российской Федерации, и Украины. Тогда и программу придется подстраивать под это пособие на основании идей, которые в нем будут изложены. А дальше авторы новых учебников и учителя истории вынуждены будут исполнять то, что написано в программе.

В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ УДАЧНЫХ ПОПЫТОК НЕ БЫЛО

- А почему вы в принципе выступаете против написания совместного учебника? Есть ведь понятие исторической правды, разве она может быть разной у Москвы и Киева?

- Общие учебники - это нонсенс с точки зрения науки, исторического познания. В мире был всего один и то неудачный опыт - у Германии и Франции. Неудачный потому, что по некоторым моментам они так и не смогли снять напряжение. История всегда национальна, есть исторически разные подходы, разные концепции, спорные моменты. Есть они и у Украины, и России. Нельзя «согласовать» и «синхронизировать» историю, это же не международный договор!

В любом случае найдутся факты, которые нужно будет замалчивать. А замалчивание - это уже злоупотребление историей, что осуждается в рекомендациях Совета Европы. Более того, министр не имеет права навязывать науке и образованию свои личные взгляды и политическую ориентацию. А сейчас мы видим, что основные посылы министров образования двух стран уже сделаны: они синхронно высказались по поводу ОУН-УПА, Второй мировой войны, Голодомора и т.д.

Я считаю, что появление такого учебника будет свидетельствовать о комплексе неполноценности страны, потере суверенитета в гуманитарной сфере. В России только «чихнули», а мы им уже учебник предлагаем… Это угодничество, «чегоизволите» по-украински.