О нем вспоминает режиссер Григорий Кохан - с актером у него связаны три незабываемые истории. «Могу сказать, что именно они открыли мне Сердюка и как актера, и как человека», - говорит Кохан.
История первая.
МОЛОДОЙ АКТЕР И МЭТР СТЕЛЬМАХ
Моим режиссерским дебютом на Киностудии имени Довженко была картина «Хлеб и соль» по сценарию Михаила Стельмаха.
Рекомендовали мне не только к тексту отнестись как к Святому писанию, но и пробовать определенных актеров. В этом списке оказался Лесь Сердюк. Фамилия была мне знакома - я знал о его отце, прекрасном театральном актере. Ну, думаю, сынок народного артиста - это еще одно ограничение режиссеру. Знакомлюсь. Понравился сразу. Настоящий мужик: глаза честные, взгляд прямой, да и в манере общения - ничего от «сынка». Снимал его без проб. И не ошибся. На площадке - полное взаимопонимание: я ему говорю, что хочу от него в эпизоде, и он точно выполняет задачу.
Но однажды… Снимали сцену крестьянского бунта: 1905 год. Герой Сердюка должен выйти к односельчанам и поговорить с ними, чтобы они поняли, что им делать дальше. Командую: «Мотор! Начали». И вдруг, слышу, совсем другой текст произносит мой послушный актер. Приставленный ко мне режиссер-наставник Макаренко делает мне отчаянные знаки: останови, мол, съемку. Но мне так нравилось то, что Лесь играет в сцене, как говорит и что говорит, что съемку я не остановил. На свой страх и риск.
Показываю материал Стельмаху. В ответ - тишина. Вдруг Стельмах резко: «Це не моє…» Ну, думаю, конец: снимут с постановки, доснимать же есть кому, - мой наставник возмущен вольностью артиста. Но через паузу Стельмах продолжил: «Але це добре зiграно! Хороша сцена!»
Молодой актер Сердюк сломал для меня заграждения не только их железных сценарных конструкций, но и переступил через редакторскую перестраховку, которая наделала столько бед в нашем кино.
Мы стали с Лесем единомышленниками.
Картина «Хлеб и соль» была хорошо принята зрителями, на фестивалях получала призы, отмечались роли, сыгранные Раисой Недашковской и Лесем Сердюком. Вокруг него сразу образовалось даже нечто вроде режиссерской тусовки: его приглашали из картины в картину. Ну и я уже искал сценарии «под него» - где бы он сыграл главную роль.
|
История вторая.
МУЖСКАЯ ДУЭЛЬ
А тут вдруг мне предложили сценарий «Живая вода». Он мне сразу понравился: никакой тебе социальности, народных сцен, никакого пафоса. В центре - любовный треугольник, но странный какой-то. Молодая мать двух взрослых сыновей - вдова, ее любит лесничий Антон, мечтающий заменить парням отца. Но не так все просо. Один из сыновей возненавидел Антона.
Как мог такой сюжет пройти через редакторские сети? Но ларчик просто открывался - автором его была жена министра по кинематографии. Поэтому к сценарию снова был приложен список актеров, но уж тогдашних знаменитостей: Зинаида Кириенко, Анатолий Солоницын и кто-то из младозвезд.
Приехал Солоницын пробоваться на роль возлюбленного гуцулки Данки. Он почему-то нервничал и все время говорил мне: «Это не точный текст, дай мне точный!» Я думал, как бы направить его с этим требованием к автору - Тамаре Шевченко. Повод возник неожиданно. На одной из репетиций Солоницын заявил: «Хочу, чтобы дали мне квартиру в Киеве. Что, разве жена министра не может?» Конечно, кандидатура звезды сразу отпала. Но Тамара Шевченко сказала: «Жаль, что у нас такого актера нет». На что я, как Ленин когда-то, чуть ли не выкрикнул: «Есть такой актер - Лесь Сердюк!» «Его никто не знает!» - засомневалась автор. «После этого фильма узнают все!» - ответил я.
Сердюка я взял без проб, красавица Кириенко возражений не вызывала. Ансамбль сложился, работа, что называется, пошла. На съемки зачастили чиновники из кинокомитета, однажды и сам министр пожаловал. Пожелал увидеть, как играют актеры. И просидел на съемочной площадке всю смену. Снимали как раз сцену, когда Богдан (Гаврилюк), приревновав свою мать к Антону (Сердюк), выгоняет ее из дома. Игра актеров произвела на министра странное впечатление. Он сказал: «Твои актеры как будто сами из этой истории. Прямо мужская дуэль. Ну-ну, посмотрим, что из этого получится».
|
Не знал министр, да и я не сразу увидел, что за кадром разворачивается настоящая жизненная драма. Зеленоглазый красавец Гаврилюк влюбился в Кириенко. Она была так хороша в гуцульских костюмах, так магнетически притягательна! В глазах Ивана чувство восхищения Зинаидой переливалось всеми цветами радуги. Зина это чувствовала и реагировала не только по-актерски, но и по-женски. Она кокетничала, смотрела на него с нежностью. Но какими злыми делались добрые глаза Ивана, когда он смотрел на своего соперника! А если учесть, что после съемочного дня он избегал вообще общаться с Сердюком, я стал тревожиться.
После съемок мы с Лесем обсудили ситуацию. Мы понимали, что на фильм в целом она работает великолепно - актерам ничего не надо играть, весь расклад эмоций - в их глазах.
Когда я вспоминаю эти дни сейчас, мне кажется, что и Лесь был влюблен в Зинаиду Кириенко, что он тоже ревновал Зину к Ивану. Но никогда этого не показывал. Однако запомнилась мне его фраза: «В человеке или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность». С ним случилось второе. Отсюда и сдержанность… в кадре и за кадром. Поэтому никаких мужских разборок не возникло, Сердюк не допустил скандала.
После показа «Живой воды» в Париже на Неделе советского фильма французская пресса писала: «Мы стали свидетелями рождения в советском кино первого фрейдистского фильма». Советская же пресса обозвала картину «смесью фрейдизма с марксизмом». Так удобнее было выпустить ее не на широкий экран, а для клубных просмотров.
Но на творческих встречах, рассказывал Лесь, зрители почему-то чаще всего его расспрашивали именно о «Живой воде».
|
История третья.
НЕЛЮБИМАЯ РОЛЬ У ЛЮБИМОГО РЕЖИССЕРА
Третья наша встреча состоялась в телесериале «Рожденная революцией». В серии о войне Сердюк играет простого солдата. Когда немцы подошли к Москве, в городе началась паника: появились мародеры, провокаторы, банды типа «Черной кошки». Героя Сердюка направляют в спец-отряд, который должен навести порядок. Сыграл он хорошо. Но некоторое время спустя, когда мы с ним преподавали в театральном институте, он признался, что роль карателя, пусть и с благородной задачей в этом моем фильме, ему не нравилась, а согласился он ее сыграть только потому, что мы, мол, в «одной связке».
После фильма «Рожденная революцией» жизнь нас развела. Но ностальгия по нашему общению на съемочной площадке все же мучила меня. В «Расстрелянных рассветах» я хотел снимать Леся, но он был страшно занят, и мне захотелось снять его дочь. Что я и сделал. Анастасия поразила меня тем, что была столь же творчески чувствительной к режиссерским замечаниям, как и ее отец. Но если уж вносила что-то свое, то это «свое» было открытием в характере ее героини. Учитывая, что это была первая ее роль в кино, могу сказать, что природа не отдыхает и на третьем поколении династии Сердюков.
|
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Сердюк Лесь (Александр) Александрович - народный артист Украины, член-корреспондент Академии искусств Украины.
Родился 14 октября 1940 года в Харькове. Окончил Харьковский театральный институт в 1961 году. В этом же году принят в штат Киевской киностудии имени Довженко. Снялся в семидесяти фильмах. В Театральном университете им. Карпенко-Карого Лесь Сердюк вел курс актерского мастерства. Последние два года был актером Театра имени Франко.
Лесь Сердюк был женат трижды. От брака с актрисой Ириной Буниной есть дочь Анастасия, которая почти два десятка лет работает актрисой столичного Театра им. Леси Украинки.
С последней женой Асей актер прожил почти тридцать лет. От этого брака есть сын Александр - после окончания операторского факультета театрального института он ушел в бизнес.