Проезжая мимо Гурзуфа, невозможно не заметить эту красотищу: в воздухе парят лезвие, банан, кошка, рыбка, кораблик… А при малейшем дуновении ветерка эти замысловатые фигуры оживают. Все это - дело рук группы художников из Украины и России, которые вот уже седьмой год проводят тут пленэры под названием «Гурзуфские сезоны». Придумывают себе тему и творят (см. КСТАТИ). При этом обязательное требование: соавтором должна стать природа-матушка. В этот раз темой пленэра стал ветер, а все работы решили сделать флюгерами! Чтобы помимо эстетического удовольствия еще и направление ветра показывали. А выставить работы решили на холме над парком Суук-Су в Гурзуфе, где практически непрерывно дует ветер и откуда открывается потрясающий вид на гору Аю-Даг. В итоге создается ощущение нереального полета.
|
ПЕРЕД ПОЛЕТОМ ОБЛАКО СТАЛО ВЗРЫВАТЬСЯ
Установкой уже готовых картин-флюгеров занялись в начале мая.
- Ох и намучились мы, пока подняли в небо все работы! - говорит директор ООО «Ремонтно-строительное управление «Артек»» Михаил Горевой. - В первые дни сильный ветер сорвал «Лезвие», сильно погнул «Рыбку». Пришлось устанавливать дополнительные крепежи и растяжки. Задание осложнялось еще и тем, что в каменистый грунт холма невозможно вбить колья, поэтому просверливали углубления перфоратором. Потом пошли дожди, но они не так страшны для объектов, как ветер, ведь те покрыты специальным лаком. В общем, на установку ушло около 20 дней. Работали ежедневно по 4-6 человек.
При создании шедевров не обошлось без курьезов. Художник Елена Бабенцова решила соорудить «Облако». По ее задумке, приварили между собой три железные бочки и нанизали на них шины от тракторов, автобусов и автомобилей, которые покрасили серебрянкой. А когда «Облако» уже сохло и готовилось «взмыть в небо», камеры вдруг начали взрываться. Пришлось срочно снимать лопнувшие шины, а оставшиеся покрепче связать между собой.
- Вообще-то я хотела сделать «Облако» из пенопласта, обернутого в мятую фольгу, - рассказывает Елена Бабенцова. - А с другой стороны прикрепить зеркало, тогда в нем отражалось бы небо, а ветер постоянно менял бы это отражение. Но оказалось, что технически это очень сложно выполнить. Потом еще была мысль нанизать на металлическую основу много пластиковых бутылок, обернутых в целлофан, но как представила, сколько времени придется копаться в гурзуфских мусорках, желание сразу отпало (смеется). Хоть и намучилась с «Облаком», зато моя композиция - самая объемная! В ее создании мне помогал супруг - художник Игорь Ступаченко.
В ОТКРЫТОЙ «ДВЕРИ» ВИДЕН АЮ-ДАГ
Киевский живописец Владимир Будников поначалу даже немного обиделся, что его «Огнедышащее сердце» приняли за цветущий кустик.
- Ну какой же это кустик?! - вопрошал он. - Я сразу, как на металлобазе очутился, эту скрученную сетку-рабицу и приметил. Мне показалось, что она «дышит». Будто это отдельная система - как мозг, живая субстанция, как у Тарковского в «Солярисе». А рабочие собирались сдать ее на металлолом! Я уложил сетку на подставку и выкрасил в ярко-красный цвет. Чтобы мое «Сердце» прокрасилось как можно тщательнее, пришлось использовать больше десяти баллончиков.
А вот композиция киевлянина Александра Бабака «Дверь» всех наталкивает на раздумья.
- Глядя на мою «Дверь», кто-то вспоминает «Окно в Европу», у кого-то ее желто-голубая покраска ассоциируется с украинским государственным флагом, но все это - лишь индивидуальное видение, - говорит Александр. - Я всего этого не подразумевал, когда ее создавал. К тому же с обратной стороны «Дверь» покрашена в красный цвет. Для меня важно другое: когда дует ветер и картина, как флюгер, поворачивается в разные стороны, то в открытой «Двери» можно увидеть то Аю-Даг, то небо, то море. И это прекрасно!
|
ПОЛНЫЙ МИНИМАЛИЗМ ЗА РЕКОРДНЫЙ СРОК
Титул «самого хитрого» участника проекта неофициально получил художник из Одессы Игорь Гусев. На создание композиции «Лезвие» он потратил всего десять минут! Да еще и поставил ее на самом выгодном месте у дороги, и теперь именно его работу проезжающие автомобилисты видят первой.
- Идею мне навеял материал - алюминий с мягкой пластиковой прокладкой внутри, который используют для внешней облицовки зданий, - рассказал он. - Мой товарищ принес эпидиаскоп, мы навели свет на обычное лезвие из бритвы, и я обвел его по контуру. Получилось точно такое же, только увеличенное во много раз. Рабочие вырезали фигуру специальными ножницами, и все было готово! Красить «Лезвие» я не стал. А зачем, когда оно и так имеет очень характерный стальной цвет?! В общем, получился полный минимализм.
А вот киевлянка Влада Ралко признается, что ее давно уже волновали полеты, старые цирковые афиши и аттракционы для взрослых в луна-парках. Все эти образы она воплотила в своих работах.
- Своих «Гимнастов» я разглядела в куче материалов и металлолома. Вот это будет турник, подумала я, а вот из этих стальных листов вырежу цирковых гимнастов. Они получились в стиле ретро - с модными по тем временам пышными формами. А вообще я отталкивалась от места. Этот холм меня просто поразил. Здесь будто паришь над морем, а когда Адалары покрывает туманная дымка, кажется, что летишь в самолете. Это фантастика!
Картины-флюгеры простоят на холме все лето. А потом, сказали «КП» спонсоры проекта Айварас Абромавичус и Екатерина Рыбаченко, все работы передадут в фонд музея современного искусства, который в скором будущем появится в Гурзуфе.
|
Фото автора
КСТАТИ
Прошлогодние картины стали достопримечательностью города
- В 2007 году темой пленэра была «Волна», - рассказала «КП» куратор проекта, кандидат искусствоведения, заведующая лабораторией визуальных практик Института проблем современного искусства Академии искусств Украины Олеся Авраменко. - Тогда тринадцать художников изобразили свое видение волны на холстах, их мы потом установили на плоты и пустили в свободное плавание по горному озеру в Краснокаменке, что под Гурзуфом. Получилось, что работы зажили своей отдельной жизнью. По мере того как менялось время суток, погода, расположение облаков на небе и их отражение в озере, точно так же менялось и восприятие живописи. А в 2008-м художники изображали «Трансформацию времени». Огромные металлические картины вывесили на улицах Гурзуфа прямо на стенах жилых домов и магазинов. Местные жители поначалу возмущались, но потом так прониклись искусством, что под «Русалкой» Влады Ралко, вывешенной над гастрономом, молодежь назначала свидания, а «Чайки и стринги» Евгения Добровинского вообще стали главной достопримечательностью курортного городка - возле картины норовили сфотографироваться все прохожие.
Больше фото смотрите здесь>