В небе над Гурзуфом парят бананы, коты и гимнастки [Фото]

Проезжая мимо Гурзуфа, невозможно не заметить эту красотищу: в воздухе парят лезвие, банан, кошка, рыбка, кораблик… А при малейшем дуновении ветерка эти замысловатые фигуры оживают. Все это - дело рук группы художников из Украины и России, которые вот уже седьмой год проводят тут пленэры под названием «Гурзуфские сезоны». Придумывают себе тему и творят (см. КСТАТИ). При этом обязательное требование: соавтором должна стать природа-матушка. В этот раз темой пленэра стал ветер, а все работы решили сделать флюгерами! Чтобы помимо эстетического удовольствия еще и направление ветра показывали. А выставить работы решили на холме над парком Суук-Су в Гурзуфе, где практически непрерывно дует ветер и откуда открывается потрясающий вид на гору Аю-Даг. В итоге создается ощущение нереального полета.

«Лезвие» было сделано всего за 10 минут.


ПЕРЕД ПОЛЕТОМ ОБЛАКО СТАЛО ВЗРЫВАТЬСЯ

Установкой уже готовых картин-флюгеров занялись в начале мая.

- Ох и намучились мы, пока подняли в небо все работы! - говорит директор ООО «Ремонтно-строительное управление «Артек»» Михаил Горевой. - В первые дни сильный ветер сорвал «Лезвие», сильно погнул «Рыбку». Пришлось устанавливать дополнительные крепежи и растяжки. Задание осложнялось еще и тем, что в каменистый грунт холма невозможно вбить колья, поэтому просверливали углубления перфоратором. Потом пошли дожди, но они не так страшны для объектов, как ветер, ведь те покрыты специальным лаком. В общем, на установку ушло около 20 дней. Работали ежедневно по 4-6 человек.

При создании шедевров не обошлось без курьезов. Художник Елена Бабенцова решила соорудить «Облако». По ее задумке, приварили между собой три железные бочки и нанизали на них шины от тракторов, автобусов и автомобилей, которые покрасили серебрянкой. А когда «Облако» уже сохло и готовилось «взмыть в небо», камеры вдруг начали взрываться. Пришлось срочно снимать лопнувшие шины, а оставшиеся покрепче связать между собой.

- Вообще-то я хотела сделать «Облако» из пенопласта, обернутого в мятую фольгу, - рассказывает Елена Бабенцова. - А с другой стороны прикрепить зеркало, тогда в нем отражалось бы небо, а ветер постоянно менял бы это отражение. Но оказалось, что технически это очень сложно выполнить. Потом еще была мысль нанизать на металлическую основу много пластиковых бутылок, обернутых в целлофан, но как представила, сколько времени придется копаться в гурзуфских мусорках, желание сразу отпало (смеется). Хоть и намучилась с «Облаком», зато моя композиция - самая объемная! В ее создании мне помогал супруг - художник Игорь Ступаченко.

В ОТКРЫТОЙ «ДВЕРИ» ВИДЕН АЮ-ДАГ

Киевский живописец Владимир Будников поначалу даже немного обиделся, что его «Огнедышащее сердце» приняли за цветущий кустик.

- Ну какой же это кустик?! - вопрошал он. - Я сразу, как на металлобазе очутился, эту скрученную сетку-рабицу и приметил. Мне показалось, что она «дышит». Будто это отдельная система - как мозг, живая субстанция, как у Тарковского в «Солярисе». А рабочие собирались сдать ее на металлолом! Я уложил сетку на подставку и выкрасил в ярко-красный цвет. Чтобы мое «Сердце» прокрасилось как можно тщательнее, пришлось использовать больше десяти баллончиков.

А вот композиция киевлянина Александра Бабака «Дверь» всех наталкивает на раздумья.

- Глядя на мою «Дверь», кто-то вспоминает «Окно в Европу», у кого-то ее желто-голубая покраска ассоциируется с украинским государственным флагом, но все это - лишь индивидуальное видение, - говорит Александр. - Я всего этого не подразумевал, когда ее создавал. К тому же с обратной стороны «Дверь» покрашена в красный цвет. Для меня важно другое: когда дует ветер и картина, как флюгер, поворачивается в разные стороны, то в открытой «Двери» можно увидеть то Аю-Даг, то небо, то море. И это прекрасно!

Киевлянка Влада Ралко «срисовала» своих гимнасток со старых цирковых афиш.


ПОЛНЫЙ МИНИМАЛИЗМ ЗА РЕКОРДНЫЙ СРОК

Титул «самого хитрого» участника проекта неофициально получил художник из Одессы Игорь Гусев. На создание композиции «Лезвие» он потратил всего десять минут! Да еще и поставил ее на самом выгодном месте у дороги, и теперь именно его работу проезжающие автомобилисты видят первой.

- Идею мне навеял материал - алюминий с мягкой пластиковой прокладкой внутри, который используют для внешней облицовки зданий, - рассказал он. - Мой товарищ принес эпидиаскоп, мы навели свет на обычное лезвие из бритвы, и я обвел его по контуру. Получилось точно такое же, только увеличенное во много раз. Рабочие вырезали фигуру специальными ножницами, и все было готово! Красить «Лезвие» я не стал. А зачем, когда оно и так имеет очень характерный стальной цвет?! В общем, получился полный минимализм.

А вот киевлянка Влада Ралко признается, что ее давно уже волновали полеты, старые цирковые афиши и аттракционы для взрослых в луна-парках. Все эти образы она воплотила в своих работах.

- Своих «Гимнастов» я разглядела в куче материалов и металлолома. Вот это будет турник, подумала я, а вот из этих стальных листов вырежу цирковых гимнастов. Они получились в стиле ретро - с модными по тем временам пышными формами. А вообще я отталкивалась от места. Этот холм меня просто поразил. Здесь будто паришь над морем, а когда Адалары покрывает туманная дымка, кажется, что летишь в самолете. Это фантастика!

Картины-флюгеры простоят на холме все лето. А потом, сказали «КП» спонсоры проекта Айварас Абромавичус и Екатерина Рыбаченко, все работы передадут в фонд музея современного искусства, который в скором будущем появится в Гурзуфе.

Эта композиция называется «Дверь». Но могим кажется, что это - окно в Европу.

Фото автора

КСТАТИ

Прошлогодние картины стали достопримечательностью города

- В 2007 году темой пленэра была «Волна», - рассказала «КП» куратор проекта, кандидат искусствоведения, заведующая лабораторией визуальных практик Института проблем современного искусства Академии искусств Украины Олеся Авраменко. - Тогда тринадцать художников изобразили свое видение волны на холстах, их мы потом установили на плоты и пустили в свободное плавание по горному озеру в Краснокаменке, что под Гурзуфом. Получилось, что работы зажили своей отдельной жизнью. По мере того как менялось время суток, погода, расположение облаков на небе и их отражение в озере, точно так же менялось и восприятие живописи. А в 2008-м художники изображали «Трансформацию времени». Огромные металлические картины вывесили на улицах Гурзуфа прямо на стенах жилых домов и магазинов. Местные жители поначалу возмущались, но потом так прониклись искусством, что под «Русалкой» Влады Ралко, вывешенной над гастрономом, молодежь назначала свидания, а «Чайки и стринги» Евгения Добровинского вообще стали главной достопримечательностью курортного городка - возле картины норовили сфотографироваться все прохожие.

Больше фото смотрите здесь>