Станислав ГОВОРУХИН: «Первую часть фильма «Утомленные солнцем-2» я проспал»

За восемь фестивальных дней зрители смогли посмотреть десятки фильмов в рамках конкурсных просмотров и ретроспектив. А молодые украинские кинорежиссеры и студенты театральных институтов побывали на мастер-классах у талантливых кинодеятелей.

Азами профессии с молодыми делились режиссеры Отар Иоселиани, Вадим Перельман, голливудский актер Эдриан Броуди. Напоследок в Киев пожаловал российский режиссер Станислав Говорухин. Приехал он, по его словам, чтобы погулять по Киеву, чего, впрочем, до мастер-класса так сделать и не успел. 

Говорухин - человек настроения, в этот раз он был спокоен и благожелателен. Почти два часа кинорежиссер рассказывал аудитории о своем становлении в кино, о фильмах, о секретах режиссерской профессии и о ситуации в российском кино.

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

- Еще будучи студентом геологического факультета, - вспоминал Станислав Сергеевич, - я однажды шел по улице и увидел, как снимают кино. Смотрю - куча народу на площадке суетится, а один важно сидит на стуле и ничего не делает. Потом я узнал, что это был режиссер Марк Донской. И тогда у меня в голове сложилась мысль: вот это профессия!

О ЛИТЕРАТУРНОМ ЧУТЬЕ И ФИЛЬМЕ «ВЕРТИКАЛЬ»

Главными постулатами хорошего кино, по мнению Говорухина, являются качественный литературный материал и первоклассный литературный вкус у режиссера. 

- Про нынешних режиссеров такого не скажешь, - вздыхает мэтр. - Я как-то во ВГИКе на мастер-классе спросил, кто читал «Темные аллеи» Бунина, - поднялось две руки. Это же не будущие режиссеры, а чукчи какие-то!

Впрочем, если режиссеру попадается плохой сценарий, под который уже есть деньги на съемки, по мнению Говорухина, отказываться не стоит. Нужно попытаться его переделать. 

- Я ведь так и начал, - продолжает легендарный режиссер и рассказал историю создания фильма «Вертикаль»: - Много лет назад я приехал с товарищем на Одесскую киностудию, чтобы снять дипломный фильм. И тут директор киностудии предлагает нам сценарий. «Он, конечно, откровенное говно, что-то там про альпинистов, - говорит директор, - но бюджет под него есть». И вот с этим плохим сценарием мы отправились в горы. По ходу мы выбирали между тремя авторами песен для фильма – Визбором, Окуджавой и Высоцким. И, видимо, тут вмешалась судьба. Потому что выбрали мы Высоцкого. Володя написал отличные песни, и фильм живет по сей день. Хотя по сути «Вертикаль» - это набор пейзажей под песни Высоцкого.

К слову, Андрей Тарковский отказался рецензировать нашу дипломную работу.  

О СИТУАЦИИ В КИНОИНДУСТРИИ

- Я знаю о бедственном положении Одесской киностудии, но помочь бессилен, поскольку это другое государство. Впрочем, вся украинская киноиндустрия в плачевном положении, но и русская тоже. Если раньше в России делалось до 400 фильмов в год, это считая полнометражные, документальные и мультипликационные, то сейчас из-за нехватки финансирования разговор идет о 20-30 фильмах. Мы такое уже проходили.

Когда-то Сталин сказал, что не нужно снимать много фильмов, а нужно сделать 10 хороших. Вот и начали снимать десять «хороших». Боюсь, что с такой ситуацией мы откатимся в середину 90-х, когда по «Мосфильму» бегали крысы. И я не понимаю, почему наши кинодеятели не бьют тревогу. 

О ФИЛЬМАХ, КОТОРЫЕ ВПЕЧАТЛИЛИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ

- Мне понравились две отвратительные картины. «Волчок» (реж. Василий Сигарев) и «Все умрут, а я останусь» Германики. Это омерзительные, но прекрасные фильмы, которые из головы не выходят, а значит - талантливые. 

- А что скажете по поводу шумихи вокруг фильма Михалкова?

- Я так рад, что в октябре 1993 года вышел из состава Союза кинематографистов России. До сих пор не нарадуюсь, и поэтому их дрязги меня не касаются. Я замкнул свой слух и счастлив, что мне не приходится вываливаться в этом дерьме. 

А что касается фильма «Утомленные солнцем-2» - это «большой стиль». Я, правда, поспал в первой части, кресла в зале были очень удобные, а затем во второй части в баре посидел. Но главные эпизоды видел, и задницу голую, и Надю - все это видел.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ К НЫНЕШНИМ ПРОДЮСЕРАМ И КОМПРОМИССАХ

- Современные продюсеры? Да никакие они не продюсеры. Поэтому я сам себе продюсер. 

Я начинал с того, что пошел на компромисс с фильмом «Вертикаль». Но я и сейчас готов на компромисс. Например, меня часто спрашивают: взял бы я деньги у бандитов? Конечно бы, взял. Я - как Ленин рассуждаю. Тот говорил: неважно, где я взял деньги, важно, что они пошли на социальную революцию. Это тогда было, когда его обвинили, что он взял деньги у немцев. А я бы деньги взял и вернул своему зрителю в виде какого-никакого произведения искусства. 

О СЦЕНАРИЯХ И СВОЕМ НОВОМ ПРОЕКТЕ

- За всю свою жизнь я прочел тысячи сценариев, и ни разу мне они не понравились. И вот только недавно я прочел сценарий фильма «Артистка» и сразу захотел его снять. Я так ржал, когда его читал! Больше никогда такого не было. Сейчас собираюсь снимать картину по французскому сюжету, по мотивам знаменитого старого романа начала 60-х годов «Лифт на эшафот». В свое время по нему был во Франции снят фильм. А я хочу этот сюжет перенести в сегодняшнее время и сделать добротный детектив.  

О ВЫСОЦКОМ

- Как мне удалось пригласить Высоцкого в фильм «Место встречи изменить нельзя»? Могу сказать, что это не я пригласил его, а он меня. Я прочел роман «Эра милосердия», он настолько впечатлил меня, что я позвонил Высоцкому и спросил, читал ли он его, потому что там для него роль потрясающая. А он мне говорит: «Так мне же братья Вайнеры неделю назад книгу подарили и сказали, что там роль для меня». 

Мы поехали в гости к Вайнерам. Они оба ушли уже из жизни и так мне до конца и не поверили, что Высоцкий в тот наш приезд романа не читал. Я ему рассказал по дороге сюжет, а у Володи потрясающая память, и он им за столом чуть ли не диалоги из книги цитировал. А я все сидел и думал: вот же паразит талантливый!

В результате Вайнеры утвердили Высоцкого, а он уже ходатайствовал за меня. 

Я скажу, что Высоцкий в фильме самостоятельно снимал два или три эпизода. Он в то время готовился к съемкам как режиссер картины «Зеленый фургон». Я ему предложил попробовать. Он режиссировал эпизод освобождение Груздева, затем допрос Фокса. Я четыре дня в павильон не заходил, чтобы ему не мешать. 

Фото Артема ПАСТУХА