Во вторник, 1 июня, не стало легендарного российского поэта Андрея Вознесенского. Он скончался на 78-м году жизни, у себя дома , на руках любимой жены Зои Богуславской.
Свои соболезнования родным и близким поэта выразил Президент России Дмитрий Медведев.
С Зоей Богуславской Андрей Андреевич прожил почти полвека вместе.
- Две половинки одного целого,-говорили об этой паре друзья.
-Зоя так любит Андрея, что вместе с ним дружит со всеми его предыдущими женами! - завидовали поэту коллеги.
....В начале мая Андрей Андреевич с супругой Зоей Богуславской вернулись из Германии, где поэту была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений артерий и предотвращению повторного инсульта.
- Андрюша заболел еще в апреле, попал в больницу с инсультом, - рассказала нам в телефонном разговоре супруга поэта Зоя Богуславская.
- Андрея выписали перед днем рождения - 12 мая ему исполнилось 77 лет. А потом ему опять стало плохо, врачи настаивали на операции.
Я уже сама так перенервничала за мужа, что боялась, что попаду в больницу с больным сердцем, а за Андреем некому ухаживать будет. Он очень плох, силы покинули его...
Этот разговор с Зоей Богуславской у нас состоялся неделю назад. Зоя Борисовна из последних сил боролась за Андрея Андреевича, а сейчас, как говорят друзья Вознесенского, и сама слегла от горя.
Легендарный поэт из славной когорты 60-х годов умудрился не только завоевать уважение русской интеллигенции, но и всего народа, написав главные хиты Алле Пугачевой. Песни Примадонны на стихи Вознесенского - "Песня на бис" и "Миллион алых роз" пела вся страна.
Алла Пугачева до последних дней считала Андрея Андреевича своим учителем и другом, не пропускала ни одного дня рождения Вознесенского.
Пережив несколько лет назад инсульт, Андрей Андреевич в последние годы практически не говорил, но всегда оживал при встрече с друзьями на очередном юбилее.
- Россия потеряла большого поэта, великого мастера слова.В 60-е годы Вознесенский и его соратники очень много сделали для демократизации нашего общества,- сказала в разговоре с "КП" Илья Резник.
Людмила Поргина: "Для Караченцова Вознесенский был, как брат"
- Это страшная утрата для все нас, - не может сдержать эмоций жена Караченцова Людмила Поргина. - Наша семья общалась с Вознесенским несколько десятков лет, для Коли Андрей вообще был как брат. А началось все, конечно, с "Юноны и Авось".
Раймонд Паулс: "Свои лучшие тексты я написал с Вознесенским"
- Очень неприятная весть пришла сегодня из Москвы. Ушел из жизни великий поэт, мой друг, с которым я написал свои лучшие песни, сказал в телефонном разговоре с "КП" Раймонд Паулс. - Я помню как с Вознесенским мы сочинили для Аллы Пугачевой "Миллион алых роз".
Композитор Александр Рыбников: «Я никогда не слышал от него плохого слова про других поэтов или режиссеров, никогда не видел его раздраженным или злым»
- Наше сотрудничество началось задолго до «Юноны и Авось». Я работал в Театре на Таганке - заведующим музыкальной частью, и мы ставили его спектакль «Антимиры». Мы тогда были слишком разные и толком не познакомились. Я - простой студент, а он - уже великий поэт. Я преклонялся перед его творчеством.
А потом так получилось, что Марк Захаров предложил нам написать произведение в жанре, подобном «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Так началась рождаться «Юнона и Авось» - очень непросто, долго, мучительно - потому что стихи Вознесенского настолько емкие, острые, настолько у него неожиданные образы, что петь это было очень сложно. И которые он не писал специально для песен - такие хиты, как «Миллион алых роз» - блестящие хиты были написаны с Раймондом Паулусом. А просто музыку на стихи было написать безумно сложно. И когда это вдруг начало получаться - я помню что у нас с Андреем было ощущение, что родилось новое качество сочетания музыки и поэзии. Хотя он никогда громко не высказывал своих восторгов или разочарований.
Я никогда не слышал от него плохого слова про других поэтов или режиссеров, никогда не видел его раздраженным или злым. Это очень странно - жизнь заставляет нас болезненно реагировать на то, что происходит с нами. Я помню, что это все он держал внутри себя, и те удары, которые на него сыпались со всех сторон - он держал в себе, и потом выплескивал на стадионах когда читал свои стихи. И наверное это был один из самых счастливых периодов моей жизни. Конечно, если моя музыка оказалась бы ему не близка - он бы не стал ничего делать и просто отошел в сторону. Если ему что-то не нравилось, он просто уходил в сторону - молча, тихо исчезал. И то, что мы продолжали работать, было замечательно. И дальше у спектакля была своя судьба, которая стала и нашей. Для этого спектакля открылись многие площадки в мире, и мир узнал о том, что с России такое создается. «Юнона» была настоящей революцией.
- А как отбирали актеров для спектакля?
- Никакого отбора не было - был режиссер Марк Захаров и труппа «Ленкома» - мы писали для конкретных людей. Встречались с актерами, работали с ними...Безусловно, работа шла именно в живом режиме. Когда начали петь актеры, мы убеждались, что где-то нужно дописать, перевести на другой язык, что-то сократить...
Работа была конечно очень экспериментальная и живая - мы не знали, что будет в результате. Нам не на что было опереться. Важная составляющая - это духовная линия спектакля. Это явление Богородицы, молитвы... Это был колоссальный вызов всем, в том числе и нам самим. Писать молитвы - это очень ответственное дело и ко многому обязывает. Мы росли сами с этим произведением. Вы знаете что, во время репетиций сцен с молитвами, над сценой, под потолком Ленкома вдруг пролетел белый голубь, которому вообще было неоткуда взяться! Там никогда не было голубей и они не могли туда проникнуть. Мы тогда с Андреем так переглянулись - мол, что это значит? Боялись даже подумать, что это был знак одобрения свыше.
- А как сложилась дальше ваша совместная работа?
- Годы шли, хотелось написать еще что-то вместе. Вознесенский написал либрретто для «Оперного дома». Эту идею подал в свое время Григорий Горин, и Вознесенский начал писать стихи...Но видите - Горин умер достаточно давно, Андрей Андреевич ушел...
Это даже опубликованное дело, но в музыке не получившее пока воплощения. Есть отдельно музыка, отдельно - стихи. И пусть это будет не полностью, я хочу, чтобы это прозвучало.
- Давно ли вы с ним виделись в последний раз?
- Виделся с ним несколько раз, но коротко. Но что-то екнуло в сердце, когда он вышел этой зимой на премии "Триумф" и прочитал стихи, посвященные мне. Я слышал их только один раз и не знаю, опубликованы или нет, но они меня так потрясли... Андрей тогда так смотрел на меня... Он был уже болен, и от взгляда на него у меня просто сердце сжалось. 9-го числа у меня будет в Колонном зале исполняться симфония «Воскрешение мертвых», а это как раз девятый день будет со дня ухода от нас Андрея Андреевича. Причем мое мероприятие давно было запланировано - и тут так ужасно совпало. Конечно, мне нелегко было узнать это... Даже времени осознать, что происходит, нет...
|
Андрей Вознесенский : ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Родился в Москве 12 мая 1933 года в семье гидроинженера. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт. Его стихи в 60-е запрещали в СССР, самого поэта травили в официальной прессе. Но его книги продавались из-под полы. «Антимиры» в 1965-м легли в основу спектакля Театра на Таганке. Поэма «Юнона» и «Авось» на музыку Рыбникова до сих пор не сходит со сцены «Ленкома».
ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПЕСЕН НА СТИХИ ВОЗНЕСЕНСКОГО
"Ты меня на рассвете разбудишь" ("Юнона и Авось")
"Миллион алых роз"
"Песня на бис"
"Подберу музыку"
"Севернее всех"