Фильм «Сталкер», не получив больших призов на международных кинофестивалях, вот уже три десятилетия считается нетленной классикой мирового кино. На нем учатся новые поколения режиссеров, его пересматривают зрители. И каждый раз находят что-то новое в истории о том, как Писатель и Профессор отправились под руководством Сталкера в Зону искать Комнату желаний. О феномене фильма перед его юбилеем мы поговорили со вторым режиссером картины - Евгением Цымбалом.
О СЦЕНАРИИ
- Изначально картину вообще должен был ставить Георгий Калатозишвили, а не Тарковский, - вспоминает Евгений Васильевич. - Но не сложилось. Рукопись Стругацких попала в итоге к Андрею Арсеньевичу, которому с 1974 года не давали снимать. И вдруг ему звонят из Госкино: «Нужно срочно запуститься с фильмом. Есть ли у вас сценарий?» И тут Тарковский вспоминает про Стругацких.
- Говорили, он не был в восторге от сценария.
- Понимаете, предыдущие свои фильмы он делал, вынашивая замысел по нескольку лет. «Сталкер» был из другой серии. Фактически эта лента стала госзаказом. Но Тарковский не был бы собой, если бы не переделал все по-своему. К концу съемок Стругацкие написали девятый или даже десятый вариант сценария. Был случай, когда он потребовал от Аркадия Стругацкого, чтобы новая версия лежала на его столе через десять дней. Но что именно нужно изменить, не сказал. Аркадий и Борис в срок уложились. И только после этой экстренной переделки Тарковский вздохнул с облегчением: мол, наконец-то сценарий стал «моим».
|
О ВЫБОРЕ НАТУРЫ
- Почему Тарковский решил снимать «Сталкера» в Эстонии?
- Сначала он выбрал совсем другую натуру - окрестности Исфары в Таджикистане. Все было готово к выезду съемочной группы. Но тут произошло страшное землетрясение, которое не оставило от лунных пейзажей Исфары ни следа. А для Тарковского эта похожесть на Луну была очень важной - по замыслу ведь дело происходит на территории, в которой ничто не должно указывать ни на место действия, ни на время. Потом возник вариант в Азербайджане, но там не было инфраструктуры. Эстония же, по-моему, победила в заочном соревновании из-за подсознательной тяги Андрея Арсеньевича к природе средней полосы. И хотя потом он и вытравил из фильма все, что было связано с природными особенностями местности, но чисто физически ему было проще снимать именно там.
|
НЕЕЛОВА НЕ ПОДОШЛА ПО ВОЗРАСТУ
- Вместо Алисы Фрейндлих в роли жены Сталкера Тарковский изначально планировал снимать свою вторую жену Ларису Тарковскую. Почему не сложилось?
- Лариса и сама отчаянно желала этой роли. Казалось, переубедить Тарковского было невозможно. Но оператор фильма Георгий Рерберг уговорил его устроить пробы Алисе Фрейндлих и Марине Нееловой. Неелова не подошла по возрасту - была слишком молода. А вот работа Фрейндлих, по воспоминаниям Рерберга, не шла ни в какое сравнение с игрой Ларисы. И тогда он подошел к Тарковскому: «Ну что, кого будем снимать - Актрису или Ларису?» А Тарковский ему ответил: «Что я, любовник своей жены? Алису, конечно!» Супруга Тарковского, кстати, Рербергу этого не простила. И сам Георгий Иванович был уверен, что именно она виновата в его отстранении от съемок после темной истории с испорченной пленкой (в порче пленки обвинили оператора, хотя, как он сам потом рассказывал, все дело было в том, что пленку закупили экспериментальную, и для работы с ней нужны были дополнительные химикаты, про которые никто не знал. - Ред.).
КАЙДАНОВСКИЙ ПОЛЕЗ ДРАТЬСЯ ЗА ШУТКУ ПРО ДЕСЕРТ
- Вы дружили с исполнителем главной роли Александром Кайдановским. Почему после «Сталкера» он так и не сыграл ни одной интересной роли?
- Кайдановский для нашего кино - фигура особенная, но при этом мало исследованная. Он ведь был актером уровня Владимира Высоцкого и Олега Даля. И при этом отличался страшным перфекционизмом. В августе 1977-го возник 40-дневный простой в съемках «Сталкера». Съемочная группа начала заниматься своими делами - кто-то отправился домой, кто-то начал пить. Кайдановский тоже, кстати, любил выпить, но в отличие от многих своих коллег не был в этом смысле натурой увлекающейся. Во время простоя я и Кайдановский остались в Таллине. И как-то нас пригласила на завтрак гражданская жена Сергея Довлатова Тамара Зибунова. Кайдановский опоздал, мы решили начать без него. Когда завтрак уже близился к концу, пришел Саша. Ну а я решил пошутить. Сказал: «А вот и Александр к десерту!» Он никак на это не отреагировал. Прошло несколько часов, после обеда мы отправились гулять по Таллину. Неожиданно он остановился и со словами: «К десерту, значит?» - ударил меня со всего размаху в челюсть. Я растерялся и кинулся было давать сдачи. Но Саша меня остановил, обхватил руками и принялся просить прощения. Этот эпизод стал выплеском того напряжения, которое в нем копилось ежедневно. Ситуация ведь тогда была неопределенная - «Мосфильм» всерьез рассматривал возможность закрытия картины. Саша мне тогда сказал: «Если фильм закроют, у меня больше никогда не будет такой роли. А я не могу сниматься у режиссеров, которые глупее меня». И заплакал. К счастью, «Сталкер» никто не закрыл. И роль в этом фильме стала для Кайдановского вершиной. Дальше был только путь вниз в смысле актерского ремесла. А вниз он не хотел, поэтому снимался очень мало и лишь в случае крайней нужды.
- В чем, по-вашему, феномен популярности «Сталкера» во всем мире?
- В самом Тарковском прежде всего. Это абсолютно его фильм, гениальный и многогранный. Каждый находит в нем что-то свое. Ну и сама история... В Комнате желаний оказаться хочет каждый. Тарковский показывает, к чему это может привести.