Для съемок «Экипажа» сожгли 20 самолетов [ВИДЕО]

Сегодня первому советскому фильму-катастрофе 30 лет.

Сценаристы нашли политически правильное решение: катастрофа происходит в Африке, а подвиг - конечно, в СССР.

СТО ДОЛЛАРОВ ЗА НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА

- Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов, - вспоминает режиссер картины Александр Митта. - Хотелось настоящий «инженерный проект» соорудить: я же в прошлом архитектор. Сказано - сделано: решили остановиться на популярном в то время за рубежом сюжете - авиакатастрофе. Такое в СССР совсем не показывали.

Мы еще вовсю работали над сценарием, а в Министерстве авиации уже зашептались: мол, на «Мосфильме» будут снимать кино про аварию нашего самолета, самого надежного в мире... Но Юлий Дунский и Валерий Фрид (соавторы сценария. - Ред.) нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке (в аэропорту  вымышленного города Бидри происходит землетрясение), а вот подвиг -  приземление с трещиной в корпусе и оторванным хвостом -  в Советском Союзе, в «Шереметьево».

Легендарный фильм "Экипаж" отмечает 30-летие на экране

- Чья была идея назвать фильм «Экипаж»? Ведь рабочее название картины - «Запас прочности»?

- Наши прокатчики были уверены, что с таким названием его никто смотреть не будет. Мы тут же собрали всю группу, и я пошутил: «Дам 100 долларов тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали - так никто ничего и не предложил. Поэтому остановились на моем варианте - «Экипаж».  Это даже к лучшему: предложи кто-нибудь что-то лучшее, мне пришлось бы сто долларов искать, а в те времена за валюту можно было и в тюрьму угодить (смеется).

КАК ВЗРЫВАЛИ Ту-114

- Ваш фильм стал лидером проката в 1980 году («Экипаж» посмотрели более 70 миллионов зрителей в 92 странах мира. - Ред.). А сколько вы на него потратили?

- Бюджет картины очень скромный. «Аэрофлот» и Министерство гражданской авиации бесплатно предоставили самолеты для съемок, помогали строить макеты-декорации, пускали нас на свои заводы и аэродромы... Я объезжал кладбища списанной техники: сжигал самолеты, устраивал пожары, не заплатив за это и рубля!

- И много пожгли?

Александр Митта умудрился за очень скромные деньги снять фильм, который полюбила вся страна.

- Около двадцати. Помню, как взрывали знаменитый Ту-114, который стоял на околовзлетной полосе. Мы нагородили там декорации, подвезли шесть тонн горючего для шикарного взрыва... Я уже представил себе кадры из фильма: все взлетело на воздух, и на этом фоне тридцать каскадеров бегут. Но строительство декораций задержалось, а летчики - народ четкий. Пришли и предупредили: «Распишитесь, что с завтрашнего дня здесь не будет ни одной вашей декорации». Оказывается, они полосу с ремонта сняли, а мы в отведенные сроки не уложились. Пришлось бежать к министру гражданской авиации. После долгих уговоров нам дали еще пять дней. Мы на радостях решили взрывать самолет прямо на рассвете, поэтому с вечера залили топливо. А утром... самолет сам вспыхнул еще до нашего приезда. Все декорации сгорели.

- А остальные самолеты как отыскали?

- В то время списанных Ту-154 еще не было. Помог случай: в Омске на полосе загорелся самолет. Спасли только хвост, который через три недели привезли в Москву. На нем мы и сняли все «воздушные» эпизоды второй серии «Экипажа». А потом в самолете Киев - Москва кто-то из пассажиров разлил ртуть. Лайнер обследовали, очистили, отремонтировали и по нашей просьбе предоставили нам для съемок.

ФИЛАТОВ СТЕСНЯЛСЯ РАЗДЕВАТЬСЯ 

- Вам сильно попало за  смелую по тем временам попытку - ввести в фильм любовную сцену? 

- А то! - смеется Митта. - В Советском Союзе ведь «секса не было», а тут прямо с экранов мужчина и женщина любят друг друга. Для киночиновников это был шок! Самые красивые   сцены нас заставили вырезать, остались только вот эти «объедки». 

Леонид Филатов (бортинженер Скворцов) очень смущался, когда играл эту сцену с Александрой Яковлевой (стюардесса Тамара). Под одеялом он был в джинсах.

- Но ведь и актерам было непросто?

- Сцену в квартире Скворцова специально снимали ночью, чтобы не смущать Филатова. Он  оказался таким скромным парнем, что наотрез отказался раздеваться. На нем были джинсы под одеялом, и только в одном дубле он лежит в трусах. А вот Александра чувствовала себя спокойно обнаженной перед камерой. Я предлагал ей дублершу, но она мне возразила: «Не хочу, чтобы кто-то играл мое тело. Я сама». Правда, когда в одном из дублей она наконец сняла нижнее белье, один из осветителей не выдержал напряжения и шлепнулся с лесов вниз. К счастью, все обошлось без жертв.

ФОТОПРОБЫ

Бортинженера Скворцова должен был играть Олег Даль, а стюардессу

Тамару - Елена Проклова - Почему в главных ролях снялись Александра Яковлева, Леонид Филатов, Георгий Жженов и Анатолий

Васильев, а не утвержденная вами команда в составе Олега Даля, Алексея Петренко, Елены Прокловой и Николая Караченцова?

- Да, тогда нам всем пришлось хорошо понервничать. Утвержденные актеры ни с того ни с сего стали отказываться от съемок. Так, например, произошло с Алексеем Петренко, который должен был играть командира. Вместо него утвердили Георгия Жженова. На роль второго пилота блестяще прошел пробы Николай Караченцов. Но потом пришел и признался, что очень занят в «Ленкоме», поэтому не сможет сниматься по графику. На его место взяли Анатолия Васильева. Елена Проклова была утверждена на роль стюардессы фантастически быстро - одним телефонным звонком. Но и она потом отказалась. Сказала, что ее срочно поставили в нескольких спектаклях на замену уехавшей в Америку Мирошниченко. Александру Иванес (будущую Яковлеву. - Ред.) мы встретили случайно. Ее только что отчислили из театрального, а мы  взяли ее на главную роль - играть стюардессу Тамару. Из всех «стареньких» к съемкам приступил только Олег Даль, но уже через пару месяцев и он подошел ко мне и признался, что продолжать работу не может: уже тогда сильно болел. Был крупный скандал, ведь, чтобы все заново переснять, понадобились деньги. Даля на три года лишили права сниматься на «Мосфильме», но уже через год Олега не стало... А его место в «Экипаже» занял Леонид Филатов.