Шахту «Распадскую» решено затопить

Другого варианта погасить пожар, похоже, уже нет

Дмитрий Михалин, горноспасатель с 17-летним стажем, многое повидал на своем веку. Но спасательная операция на «Распадской» его просто перепахала.
 
- В шахте задымление такое, что не видно на расстоянии вытянутой руки. Назад шли по нитке связи, которую протянули. Если бы не она - потерялись бы. Под ногами куски угля, проволока, металл, все скручено в комок... Вот в таких условиях мы и работали. Находишь одного человека, а под ним тело другого. Картина жуткая. Представьте, когда идешь назад, коробка респиратора уже накалена, мы потом сплевывали кипятком....
 
За последние двое суток обстановка на шахте резко ухудшилась. На некоторых участках запредельная концентрация метана. Там горит все - и воздух, и угольные пласты. Настоящий ад.
 
- Очагов возгорания оказалось гораздо больше, чем мы предполагали, - признал главный военный эксперт МЧС РФ Павел Плат. - Но пожар - не самое страшное в данной ситуации. Гораздо страшнее метан и его соединение с огнем. Там может рвануть в любой момент. Поэтому принято решение все опасные коридоры затопить.
 
Спасатели затопят тупиковые выработки, которые хотя еще и не были обследованы, но предполагается, что люди в них отсутствуют. По расчетам специалистов, на тушение пожаров уйдет не менее недели. Только после этого возобновятся поисковые работы. О спасательных речи уже не идет...
 
Екатерина САРДАКОВА («КП» - Кемерово»), Нигина БЕРОЕВА
 
 
 
СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ
 
В момент взрыва на «Распадской» внутри были посторонние
 
На сегодняшний день спасатели вынесли из шахты тела 66 погибших. Под завалами, по официальным данным, остались 24 горняка. Но, как заявляют чиновники областной администрации, среди погибших видели двух человек, которые не работали в шахте.
 
С оговоркой «якобы» - потому, что официальные экспертизы и опознания еще не завершены в полном объеме. Но губернатор Кузбасса Аман Тулеев подтвердил, что среди погибших был найден горняк Дмитрий Завалишин - этот человек уже давно перешел работать на шахту имени Ленина. Зачем он в ту злополучную ночь на 9 мая пробрался в «Распадскую», не слишком понятно. Говорят, что он мог подменять заболевшего горняка втайне от бригадира. Но более вероятна версия, что парень охотился за цветными металлами - при нем нашли плоскогубцы и два ножа. А также моток проволоки. Не исключено, что он в одиночку или с сообщником хотел наковырять тех самых датчиков метана. За каждый из них можно выручить 7 - 9 тысяч рублей. Как «чужак» попал в забой, минуя строгий контроль? Да потому, что для контролеров он как раз свой. Не террорист какой-нибудь. Мог сказать, что ему срочно надо найти приятеля из третьей смены. Праздник же был...
 
- А еще у нас тут все говорят, что один шахтер с 8-го участка привел своего 15-летнего сына на шахту. Типа, на экскурсию, - рассказывают выжившие после аварии горняки. - Уговорил пропустить: мол, пусть малец посмотрит, как батька работает. Сам шахтером станет. И такая судьба!
 
В списках пропавших без вести оба погибших не значились. Таким образом, по версии горняков, сейчас под завалами могут быть не 24, а 26 их товарищей...
 
Еще, как утверждают врачи Центральной больницы, 9 мая вскоре после взрыва к ним привезли раненого, который отказался назвать имя и фамилию. А после перевязки вышел покурить и... сбежал. Данный факт следователи СКП не подтверждают. И говорят, что версию теракта не рассматривают в числе основных. Но, учитывая, как легко на шахту проходили посторонние, не исключают.
 
Алена КИХАЕВА («КП» - Кемерово»)