Мычали, телились и вдруг в минувшие выходные выкатили весь боевой запас мер в 750 млрд евро по спасению рядового евро. Масштабно. Но поздновато. Объединили усилия, когда евро оказался на грани пропасти. Если бы начали разгребать локальные проблемы по мере поступления, то, возможно, не пришлось бы заливать новый кризис миллиардами.
Поэтому веселился и ликовал финансовый народ недолго. Всего один день, в понедельник, когда рынки приободрились, а евро взметнулся к подзабытым высотам. Во вторник начался новый обвал под давлением скептически настроенной экспертно-аналитической братии, которая планомерно внедрила в общественное сознание мысль, что действий ЕС явно недостаточно для поддержки евро. Особенно в долгосрочной перспективе. И по сравнению с долларом. Мол, американская экономика более сильна, чем европейская.
Как выразился представитель МВФ Марек Белка, деньги - не панацея, а укол морфия, который может стабилизировать состояние пациента, но не решить проблему. Лечение нужно еще искать.
Конечно, в логике господам скептикам не откажешь. Но явно лукавят. Во-первых, сравнивать показатели европейской экономики и американской не совсем корректно. США раньше вступили в острую фазу кризиса, поэтому раньше и выходят из нее. При этом американский внешний долг почти приблизился к ВВП, что ставит эту страну в один ряд с финансово нестабильными Грецией, Италией, Испанией, Португалией. За одним лишь исключением: США любые трудности решают легким нажатием на кнопку «печатного станка», который выпускает главную мировую валюту. США также заливали пожар кризиса деньгами, что уже обернулось раздуванием новых финансовых пузырей. И они обязательно лопнут. Устойчивость американской экономики весьма условная. Кстати, и сложности в Европе американцам на руку. Скинут в котел старой Европы избыточную наличность, наштампованную в кризис, облегчат себе инфляционное давление.
Во-вторых, негоже словесными интервенциями раскачивать лодку. Но резкие колебания евро - великолепный способ заработать. На таких волнениях и делаются состояния.
Лекарство же от кризиса не найдено ни для США, ни для Европы, ни для других стран. Все оказались в положении больного, подсаженного на морфий. Все мы - наркоманы. Финансовые.