Гэри ПАУЭРС, сын летчика, сбитого 1 мая 1960 года над СССР: «Отец рассказывал, как советская ракета «завалила» его самолет»

Пилот Пауэрс остался жив. Спустя полвека в российское конструкторское бюро «Алмаз-Антей» приехал его сын, чтобы увидеть советский ракетный комплекс, прервавший шпионский полет отца.

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший.

С Фрэнсисом Гэри Пауэрсом-младшим встретился и побеседовал военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ.

- Господин Пауэрс, какие чувства испытываете вы, находясь здесь, среди людей, которые сделали оружие, сбившее 50 лет назад шпионский самолет вашего отца?

- Прежде всего я понимаю, что эти люди - высокие профессионалы. Я получил здесь хорошее представление о советских военных технологиях того времени, о тех ракетах времен «холодной войны», с помощью которых мой отец был посажен.

- Извините, ваш отец не был «посажен», его самолет был сбит ракетой.

- О да, согласен. Самолет был сбит, а мой отец катапультировался. И приземлился на парашюте.

- Вам отец когда-нибудь рассказывал, что он испытывал, когда понял, что его самолет подбит?

- Он рассказывал, что видел яркую оранжевую вспышку. Потом была волна, от которой самолет содрогнулся - так, что приборы уже не отвечали. А самолет начал разваливаться на части. Нос нырнул вниз, а крылья полетели вверх. Фюзеляж начал вращаться, и отец вынужден был катапультироваться. На высоте 10 тысяч метров парашют раскрылся, и отец приземлился.

- Вашему отцу сильно повезло. Если бы ракета не взорвалась позади самолета, если бы ваш отец тогда не проявил мастерство, то не было бы вас и нашего разговора сегодня.

- Это тоже верно. Если бы был другой удар, то я бы сейчас с вами не стоял.

- Здесь можно даже говорить о некотором «гуманизме» русской ракеты.

- В каком-то смысле да.

- Если бы вы сегодня были военным пилотом США и вам было приказано пролететь над Россией по отцовскому маршруту, вы бы отважились на это?

- Если бы я был военным, то я, безусловно, выполнил бы приказ. Каким бы опасным он ни был.

- Но тогда бы у вас было очень мало шансов вернуться назад живым.

- Да, я понимаю, что это была бы очень рискованная работа. Но я был обязан сделать то, что мне приказали. Я также знаю, что сегодня гораздо труднее проникнуть в воздушное пространство России, чем это было раньше. Вот почему у нас есть другие самолеты.

- Но и у нас есть другие ракеты!

- Да-да, очень известные в мире ракеты.

- У вашего отца после его драмы в мае 60-го была обида на СССР? Кроме того, что его сбили?

Редакция «КП» благодарит пресс-службу ГСКБ «Алмаз-Антей» за консультации и помощь в подготовке этого материала.

- У отца не было обид на советских людей. Но он не соглашался с советскими идеалами того времени. Зато как американский офицер он очень уважал советских офицеров. Особенно офицеров ПВО! Но и других не меньше, думаю.

- Вы считаете своего отца солдатом «холодной войны»?

- Да, мой отец пострадал от нее. И от той паранойи, которая царила в США в то время. Он ветеран «холодной войны». Такие ветераны были с обеих сторон.

- Что, кроме годовщины драмы вашего отца, заставило вас сейчас приехать в Россию?

- Я хочу правильно понимать жизнь и историю. Я хочу послушать людей, которые делали оружие «холодной войны», увидеть комплекс, который сбил самолет моего отца. Для меня все это важно. История моего отца должна остаться правдивой в нашей общей истории.

НАШ ГОСТЬ

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший родился в 1965 году. Сын печально знаменитого пилота не последовал примеру отца и не стал летчиком. Гэри - историк и большую часть своей жизни посвятил изучению «холодной войны». 

Спустя 40 лет после инцидента Фрэнсис Гэри Пауэрс смог получить отцовские награды - Почетный крест ВВС, медаль военнопленного минобороны и медаль за службу в вооруженных силах США. Кроме того, Фрэнсис Гэри Пауэрс-старший был посмертно награжден медалью директора ЦРУ.

ИЗ ВОЕННОГО ДОСЬЕ «КП»

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-75

ЗРК С-75 (разработанный в КБ-1 - ныне головное системное конструкторское бюро - ГСКБ «Алмаз-Антей») был принят на вооружение в 1957 году. Комплекс хорошо зарекомендовал себя в реальных боевых условиях, особенно во время войны во Вьетнаме. Понесенные там американской авиацией потери стали одним из решающих факторов проигрыша США. Создатели С-75 после инцидента с американским самолетом-разведчиком были удостоены высоких госнаград. Главный конструктор системы академик А. А. Расплетин был удостоен Ленинской премии, его первый заместитель Б. В. Бункин и Главный конструктор зенитной ракеты П. Д. Грушин - званий Героев Соцтруда.

КАК ЭТО БЫЛО

Высотный самолет-разведчик U-2, в то время последнее достижение американской авиатехники, был сбит 1 мая 1960 года.

ЦРУ США, разрабатывавшее шпионскую операцию, явно надеялось, что в праздничный день бдительность советских Войск ПВО СССР будет не столь высокой. Был и другой расчет: U-2 считался неуязвимым. А о возможностях зенитного ракетного комплекса С-75 американцы еще не знали. Правда, cоветская ракета поразила цель вдогон. Летчик сумел катапультироваться. На земле его «взяли в плен» уральские крестьяне и передали сотрудникам КГБ. 

Пауэрс получил 8 лет тюрьмы и был обменян в 1962 году на советского разведчика Рудольфа Абеля.

ТТХ ЗРК