В то время, пока в Украине и России идут последние приготовления к Парадам на центральных площадях двух столиц, «КП» разыскала во Львове тех, кто маршировал по Красной Площади 65 лет тому назад, после победного салюта. Георгий Тюрин и Валентин Назаров дружат уже более полувека. В 1945 году им было по 15 лет, но они точно помнят свою первую в жизни большую Победу.
- 65 лет тому назад было два парада – сперва «первомайский», потом уже «победный», - рассказывает «КП» когда-то студент Орловского суворовского училища в Ельце Валентин Назаров. - Так вот, я участвовал в обоих шествиях. На тот момент наша рота была одной из самых молодых – парням едва исполнилось 15 лет.
Но, несмотря на возраст, требования к участникам парада были довольно серьезные.
- В Москву мы приехали 10 июня, за 2 недели до парада, - продолжает он. - И каждый день с утра до ночи тренировались. Сил тогда ушло – море. Но нам их восстанавливали. Кормили фактически на убой. В ресторане, кроме обычных вкусностей, по словам ветеранов, выдавали даже американские мороженые фрукты. Для 1945 года в Советском Союзе это было диковинкой.
Ехали наши земляки в Москву на санитарном поезде:
- Как сейчас помним, - говорят ветераны, - во время войны на нем раненых возили в тыл лечить. И вот нас погрузили в эти вагоны. В одном из них даже концерт давали. На аккордеоне играл слепой моряк. Идти после того, как его вылечили в госпитале, ему было некуда, - вот он и остался ездить в поезде. Мы все сходились к нему в вагон и начинали петь.
24 июня парней привезли на Красную площадь.
- Нас построили где-то в полдевятого утра, - говорит Георгий Тюрин. - А парад начинался в десять. И вот на это время наши командиры дали команду «вольно». Но не все парни хорошо себя чувствовали в строю. Дело в том, что нужно было долго стоять на одном месте. Некоторые теряли сознание. Чаще всего не выдерживали пилоты. Они стояли в шеренге неподалеку от нас и один за другим падали в обморок. Только медсестры к ним подбегали с нашатырным спиртом и откачивали. Некоторых даже пришлось заменить.
Но скучать в строю молодым ребятам не пришлось. Сразу же за нашими собеседниками шла колонна, в который маршировали солдаты с «поверженными» фашистскими знаменами.
- От нечего делать я даже срезал крестик с одного германского флага, - хитро улыбается Валентин Назаров.
Зато всем, кто маршировал в далеком 1945 году на Красной Площади высшие военные чины еще и оценки поставили.
- Нам и еще одному полку поставили «хорошо». Все остальные отмаршировали на «удовлетворительно». Даже «двойка» была парням с курсов политсостава. Вот так, победа победой, а в строю должна быть дисциплина.
Казус
Маршалов забрызгали конским навозом
- На трибуне Мавзолея стояли руководители нашей страны. Но так как мест там было мало, остальные маршалы принимали парад «внизу», - говорит Георгий Тюрин. - А раньше ведь парады принимали не на машинах, а на лошадях. И как-то так получилось, что лошади нагадили как раз возле места расположения важных персон. И когда колонна маршировала, им было сложно проходить по этому «добру»: во-первых, не слышно было громких шагов, а во-вторых, от солдатских сапог навоз отскакивал прямо на кители маршалов. Те простояли весь Парад Победы с ног до головы в конском навозе. Но об этом историки не упоминают.