На открытии памятника Сталину в Запорожье умерла 80-летняя пенсионерка [ФОТО]

Валентина Паршинцева трижды сдавала деньги «на вождя», но ее сердце не выдержало жары.

Фото УНИАН и Ирины МАКУШИНСКОЙ.

Идею запорожских коммунистов увековечить генералиссимуса несколько месяцев бурно обсуждала вся страна. Местные власти разводили руками: мол, разрешение не давали. Националисты грозились: «Не допустим!». Коммунисты кричали: «Откроем!»…

Страсти накалялись с каждым днем, так что запорожцы были уверены: 5 мая жди рукопашной. И хотя открыли памятник без потасовок, кровавая слава Сталина снова подтвердилась: от жары прямо на митинге умерла пенсионерка, еще двое ветеранов упали в обморок…

НАЦИОНАЛИСТОВ ЗАБРОСАЛИ ЯЙЦАМИ

Уже в 11 утра, за час до начала, возле здания Запорожского обкома КПУ в центре города, буквально в 100 метрах от проспекта Ленина, собралось около полутысячи пенсионеров при параде и орденах и с полсотни националистов. За порядком следили несколько десятков милиционеров. Противники открытия памятника вели себя сдержанно, но им же и досталось.

Пожилой поклонник «отца народов» стал швырять яйца в активистов. Те ловко уворачивались, так что все «снаряды» растеклись желтыми пятнами на асфальте. Выпустив пар, пенсионер ушел, а националисты двинули колонной к мэрии. Немного там покричали и мирно разошлись. А вот возле обкома партии не обошлось жертв.

Средний возраст пришедших на торжество - 70-80 лет. Есть и те, кому перевалило за 90. Многим вынесли стулья, остальные переминались с ноги на ногу под палящим солнцем (было под тридцать градусов жары). Лишь нескольким старикам посчастливилось занять места в тени деревьев.

Торжество открыл «парад» военной техники из двух машин, следом маршем прошла символические метров 50 колонна ветеранов. А дальше по всем законам жанра коммунисты стали толкать длинные речи о том, как много сделал товарищ Сталин для советского народа.

Коммунисты пообещали установить за монументом круглосуточное видеонаблюдение и охрану.

ВЕТЕРАНЫ ПАДАЛИ В ОБМОРОК ОТ ЖАРЫ

Во время выступления первого секретаря Запорожского обкома компартии Алексея Бабурина пожилой женщине из последнего ряда стало плохо, и она упала. Врач из стоящей неподалеку «скорой» измерил ей пульс и дал знак коллегам, чтобы вызывали еще одну машину. Дескать, в той, что здесь, уже лежит тело скончавшейся пенсионерки!

- Скорее всего, сердечный приступ, - развел руками проболтавшийся медик в ответ на всеобщее изумление.

Больше об инциденте ничего не удалось выпытать ни у врачей «скорой», ни у милиционеров.

Эту женщину, как выяснила «КП», звали Валентина Паршинцева, ей было около 80 лет.

- Член компартии Украины, активистка Ленинского районного комитета, - рассказал депутат горсовета от КПУ Иван Костенко. - Трижды сдавала деньги на Сталина - несколько сотен гривен получилось, из пенсии выкраивала. Очень ждала этого события - для нее это был настоящий праздник... Пусть земля ей будет пухом…

В это время на импровизированной трибуне - ступеньках обкома - не утихали речи. Кажется, солнце начало печь с еще большей силой, а воздух стал вязким от пыли - перед недавно построенным зданием не успели постелить асфальт. Вдруг с другой стороны скульптури упал на землю старик в кителе с орденами. Оператор «скорой» требует назвать точный адрес. Рядом - ни одного строения, поэтому описываем место как можем. Диспетчер неумолим: мол, без адреса не поедем. В результате фронтовик около получаса лежал на земле, пока его не увезла в больницу наконец-то приехавшая карета «скорой».

Противники установки скульптуры прошлись по городу

- К нам поступила информация о троих пострадавших во время митинга, - позже сообщила «КП» замглавврача Запорожской горбольницы экстренной и скорой медицинской помощи. - 80-летнюю женщину спасти не удалось. Замечу, что организаторы мероприятия должны были попросить нас о дежурстве, но этого не сделали. Машину «скорой» мы выставили по собственной инициативе.  

«ЗАТО СКОЛЬКИХ ЛЮДЕЙ ОСЧАСТЛИВИЛИ!»

Наконец наступило время главного события. Под гимн Советского Союза с памятника сдернули белую ткань. Ветераны вытянулись по струнке, многие заплакали. Среди них мы заметили и харьковского ветерана Ивана Шеховцова, сделавшего самый большой вклад - 50 тысяч гривен. Он счастлив.

- Мне жаль, что не в моем родном Харькове открылся такой памятник, - сказал Иван Шеховцов.

Все обнимаются, целуются и идут к постаменту возложить цветы. В толпе говорят о том, что еще кашу солдатскую давать будут. Но большинство ветеранов в полуобморочном состоянии расходятся по домам.

На наш вопрос Алексею Бабурину, стоило ли открывать памятник такой ценой, он смущенно отвечает, что о смерти пенсионерки не знал. А потом растерянно развел руками и выдал:

- А вы посмотрите, сколько счастливых лиц вокруг!

ТТХ памятника