Март. Последний день тягучей третьей четверти.
Из школьных дверей выскочил мальчишка. Без куртки, без шапки, в летних туфельках… Он бежал что было сил, не оглядываясь, не смахивая слез, которые разлетались по щекам. В ушах звенели слова: «Сейчас милицию вызовем, и твой папа заплатит 30 тысяч рублей!» (около $1 тыс. - Прим. ред.)
Прохожие удивленно провожали его взглядами - уроки ведь только начались, может, тетрадь забыл? Мальчишка добежал до соседней девятиэтажки, бросился на верхний этаж, протиснулся сквозь решетку на крышу. Несколько шагов до ограждения и еще один... вниз…
Двенадцатилетний Артур Рамазанов погиб мгновенно.
Об этом трагическом случае я узнала из письма мамы одноклассницы Артура, которое пришло в редакцию. Родители детей элитной 11-й школы города Обнинска не могли понять, как такое могло произойти и почему виновные в самоубийстве шестиклассника не наказаны. Я поехала помочь им разобраться...
4-й КЛАСС. 2008 ГОД
Звонок. Ученики бросились в коридор.
- В волейбол сыграем? - Вокруг Артура собралась стайка одноклассников. Все привыкли, что Артурчик вечно что-нибудь эдакое придумывает.
- А чем? Мячика нет!
- Сейчас! - многозначительно подняв палец вверх, проговорил массовик-затейник. Лучшим мячиком оказались губки для доски. Меловая завеса, испорченная губка, перепачканные лица.
Урок начался.
- Что расселся? Твоих рук дело? - прямо с порога начала учительница начальных классов Ольга Витальевна Травникова. - Ну-ка подними свои жиры со стула, когда с тобой учительница разговаривает!
Артуру было не привыкать. За свои выдумки он каждый раз получал трепку. Учительница, рассказывали мне, любила выставлять его на посмешище перед всем классом. То его полноту подчеркнет, то кретином назовет, то разведет руками и спросит: «Чего с дебила взять?» Одноклассница Артура Настя даже маме жаловалась, что в школу боится идти.
- Там Артура Ольга Витальевна все время обижает. Матом его послала, - рассказывала девочка. - Он в салочки на перемене играл и кричал, а она его поймала и говорит: «Ты меня уже зае...ал!»
Артурчик не показывал виду и никогда не жаловался дома. Только иногда после уроков плакал в опустевшем классе. Больше всего он боялся расстроить любимых родственников.
|
ФЕВРАЛЬ. 2010 ГОД
- Будет городской конкурс школьных команд КВН. Кто хочет участвовать?
Из 6-го класса первым претендентом был Артур. Никто не удивился. Когда у мальчика будет время еще и на подготовку к КВН, даже учителя не понимали. Фортепиано, сольфеджио, хор. Сам изучал информатику, очень любил покопаться с компьютером. Да к тому же еще и вызвался писать в школьную газету «Зеркало», хотя над ней корпели только старшеклассники. Но Артуру и тут были рады - чувство юмора, старание, встроенный в нем «вечный двигатель» не могли остаться незамеченными.
- Артур девчонкам настроение поднимал, шутил, комплименты говорил. Он вообще джентльмен всегда. Был... - умолкает одиннадцатиклассница Юля.
- А у него самого на душе кошки скребли. Папа с мамой на игру не смогли приехать. А он так хотел... Ведь с родителями он только в выходные виделся, - рассказывает его друг Паша из параллельного класса. - Папа для него - авторитет! Военный, вертолетчик. Артур хотел быть как папа.
Первое место на городском конкурсе заняла команда 11-й школы.
23 МАРТА. 2010 ГОД
Учительница младших классов Ольга Витальевна перед уроками зашла в свой кабинет и ахнула. На доске были написаны некультурные слова, почетные грамоты исчерчены фломастером. Педагог попыталась включить компьютер, но там на вход оказался установлен пароль. Ольга Витальевна побежала в учительскую узнавать, кто оставался вечером в ее кабинете. Артур и Паша занимались там музыкой - синтезатор стоял только в этом классе. Ключи доверяли ответственному Артуру.
- Ну я сейчас им устрою! - пригрозила учительница, разглядывая расписание 6-го класса.
Она побежала в кабинет, где у Артура начался урок английского языка.
- Твоих рук дело? - прокричала Ольга Витальевна.
Артур честно признался:
- Пароль установил я.
Учительница схватила его за руку и потащила в кабинет директора. Его друг Паша уже был там и каялся в том, что исписал грамоту и доску неприличными словами.
Дальше показания руководства школы, детей и родителей сильно расходятся.
ВЕРСИЯ № 1
- Мы спокойно говорили. Я попросила у Артура телефон его папы. Он не дал, - вспоминает директор школы Галина Андреевна Симонова. - В школе мобильных номеров его родителей не было. Артур просил не рассказывать ничего отцу. Но я же должна была донести о его хулиганстве! Конечно, ничего страшного не было. Всего-то пароль. Но все же... Тем более в последнее время он стал больше хулиганить, мне учителя говорили. Я-то его никогда к себе не вызывала - он не проблемный. Позвонила бабушке. Попросила номер его мамы. Вот и все. Он ушел спокойно из кабинета. Я думала, пошел свою ошибку исправлять.
- Я только его к директору привела и тут же ушла. Не кричала, ничего. Он же мой ученик, что же мы, по-свойски не уладим проблему? Он сознался. Я поняла. Но директор должен быть в курсе, - с расстановкой говорит мне Ольга Витальевна.
И с педагогической точки зрения, и с психологической сработали и директор, и учительница на круглые пятерки. Почему же тогда Артур через 20 минут после этого разговора уже лежал мертвым на асфальте?
- Мальчик был психически неуравновешенным. Родители жили отдельно, а бабушка с дедушкой не справлялись. Как только бабушка пришла в школу после моего звонка, стала беспокоиться: вдруг что случилось? Значит, он им что-то подобное говорил. Отца Артур боялся как огня. Поэтому все и произошло. В синяках мы его не видели в школе, но явно отец был очень строг и жесток. Это мальчика и погубило, - сетует директор.
- И мать, и отец не интересовались жизнью сына. На родительские собрания ходили редко. А если и приходили, то никогда дополнительных вопросов не задавали. Что же это за семья? А мальчик ничего, способный был. Заботливый, - отмечает Ольга Витальевна.
ВЕРСИЯ № 2
Как рассказывают его одноклассники, еще на уроке английского учительница младших классов кричала на Артура, мол, вызовет милицию и его отец теперь заплатит за все.
- Артур затрясся. Я его таким никогда не видел. Он только просил: «Не надо папу, я все исправлю», - опустив глаза, говорит его сосед по парте Сережа.
Этот рассказ дедушка мальчика написал для местной газеты города Обнинска, которая оболгала их семью. Журналисты написали, что Артур был психически неуравновешенным, а отец с матерью жестоко с ним обращались. Но это письмо местная газета отказалась печатать. (Кликните для увеличения)
Галина Андреевна, узнав, что что-то случилось с компьютером, пришла в бешенство. Машина дорогая, только новые программы установили.
- Директор позвонила и просила телефон моей дочери, - не скрывая слез, шепчет мне бабушка Артура, с которой мне удалось поговорить после долгих уговоров. - Пока мы с дедушкой искали, я слышала, как кто-то из них кричал на Артурчика, что вызовут милицию, что отцу придется заплатить 30 тысяч рублей за сломанный компьютер. Я пыталась сказать, что мы сами заплатим, если надо, только не стоит беспокоить родителей. Он военный, в разъездах все время. Но от меня потребовали телефон.
Именно в тот момент, когда директор стала записывать номер, Артур в слезах выскочил из кабинета…
|
- Как его без одежды в марте выпустил охранник? Говорят, что он прошел через черный ход. А почему он был не заперт? Почему директор отпустила его в таком состоянии? - Дедушка Артура не может понять, как все это произошло.
- Артурчик всегда повторял: «Я тебя так люблю. Никогда не обижу». А если про школу спрашивала, он всегда отвечал: «У меня все хорошо. Главное, чтобы вы не волновались!» Ему важно было нас и маму с папой не расстроить, - вспоминает бабушка.
Артур знал, что для папы 30 тысяч рублей - очень большая сумма. Да даже не в деньгах было дело. Папа - вертолетчик, был на Кавказе, в Чечне, герой… А сына милиция забирает. Артур понимал: для папы это будет сильнейшим ударом. Мальчику казалось, что после такого он не сможет стать как папа, что он потеряет его уважение.
После трагедии мама мальчика до сих пор не может прийти в себя. Она как привидение ходит по квартире и безостановочно повторяет, держась за стены: «Артур, Артур, Артур...» До папы Марата Эриковича, который вышел на пенсию после случившегося, мне удалось дозвониться.
- Прошу вас! Не трогайте светлую память сына. Оставьте его в покое. Пожалуйста, - твердым, но сдавленным голосом ответил мне отец.
- Папа с мамой его любили безумно, но в Балабанове (городок неподалеку от Обнинска. - Ред.) не было хорошей школы, а нам удалось в эту устроить, поэтому и жил Артур в Обнинске, на выходные к родителям ездил, - нервно поправляя очки, убеждает дедушка, тоже бывший военный. - Слово отца для внука моего было законом! Зная это, директор специально грозилась рассказать все папе.
ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ
Дело закрыто за отсутствием состава преступления, сообщили мне в Следственном комитете при прокуратуре города Обнинска. И следователя - совсем молоденького мальчика - ничуть не заинтересовали некоторые мелочи и нестыковки. Например, почему был открыт чердак? Я спокойно смогла пробраться на крышу печально прославившейся девятиэтажки и убедиться, что дети там тусят частенько. Или как все-таки Артур вышел из школы? Я убедилась, что черный ход, через который якобы он убежал, заперт был два дня подряд. И почему его вообще отпустили из кабинета?
Как директор с 40-летним педстажем не смогла оценить состояние 12-летнего паренька? Да и чем оправдать учительскую жестокость: директор и двое учителей - ведь в кабинете в момент разбора полетов находилась еще и социальный педагог - слышали мольбы Артура не вызывать папу, видели, как он упал на колени, и... позвонили отцу.
Ничего уголовного в действиях парня не было. Но исправить ошибку ребенку не дали. А ведь он готов был все починить. Кстати, звонок бабушке с целью получить телефон матери Артура - тоже «воспитательная мера». Учительница младших классов для меня нашла у себя выписку с мобильными телефонами и мамы, и папы Артура.
Версия о вспыльчивом мальчике и проблемах в семье полностью устроила и следствие, и образцово-показательную школу.
НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ
Но только за школьными кулисами не все так спокойно.
- За детей страшно. Им сейчас учителя внушают, что Артур был невменяемым. А моя дочь приходит домой и плачет. Она дружила с ним и не может уложить это в своей голове, - полушепотом рассказывает мама одноклассницы Артура Марии.
Штатного психолога в школе нет. Был, да уволился за ненадобностью. После случая с Артуром психологов к детям решили не приглашать.
- Мы посмотрели на учеников, все нормально. Зачем лишний раз какие-то дополнительные проблемы? - удивляется директор Галина Андреевна.
В школе не знают, что дети начали угрожать родителям прыгнуть с крыши.
- Я пыталась об этом поговорить с классной руководительницей моей дочери, но она и слушать не стала, - жалуется мне мама четвероклассницы. И рассказала о том, что ее дочь получает нагоняи за любой проступок - даже за то, что во время урока роняет случайно ручку на пол.
Потом была история еще одной мамы, потом еще... Жалобы на то, что учителя в обнинской образцовой школе травят учеников, не прекращались до позднего вечера. Но все родители соглашались говорить, только не называя фамилий. На мой логичный вопрос, почему же до сих пор их дети ходят сюда, ответы повторялись с точностью до слова: «Это лучшая школа...»
ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ
В образцово-показательную школу просто так не попадешь! Статус - вот что здесь на первом месте. Мне иногда кажется, что слово «показательная» здесь ключевое. Главное - имидж. А если имиджу что-нибудь угрожает...
Как правило, в таких городах (в Обнинске 120 тысяч населения) никто: ни прокуратура, ни местное управление образования, ни СМИ, ни другие инстанции - не станет конфликтовать с руководством «лучшей школы». Ведь где учатся дети местной элиты? А вдруг пристальное внимание взрослых отразится на отметках отпрыска?
- Мы ушли из этой школы полгода назад, - рассказывает мать шестнадцатилетней Наташи, учившейся с первого класса в 11-й школе. - У меня дочь начала, как зомбированная, повторять, что она дура, что она ничего не знает, что она так не может жить. Разговоры с учителями и директором не давали результата.
И на этот раз школа № 11 Обнинска, в которой должны по идее учить светлому, доброму, вечному, преподнесла своим ученикам отличный урок - как соврать, извернуться, забыть о совести и в результате выйти сухим из воды.
В конце разговора директор этого лучшего в городе образовательного учреждения заметила как бы невзначай:
- Ко мне приходили мои выпускники, и все говорили: вы такого не могли сделать! Вы меня услышали?
А вот начало разговора:
- Ну вы понимаете, случай для нас трагичный. Но теперь о деле…
Что учительница начальных классов, что классная руководительница, что сама директор говорили об Артуре как об оловянном солдатике, который случайно закатился за шкаф - один из целой роты. Ни один учитель не смог сказать что-то доброе о мальчике, они с трудом вспоминали его черты характера и путали его четвертные оценки. Ни один член педколлектива не зашел поддержать родственников Артура, даже не позвонил. Правда, директор предприняла, как принято говорить, «меры после инцидента». Галина Андреевна дала поручение выявить семьи, в которых дети живут с дедушкой и бабушкой, и провести разъяснительную работу с родителями, чтобы обязать их оформить полную опеку на дедов и бабок:
- Не нужны мне больше суициды!
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Подросток - это минное поле
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования
Конечно, происшествие в 11-й обнинской школе стало катализатором трагических событий. И учителя, будь они чутче, профессиональнее, отзывчивее, наверное, могли бы мальчишку перехватить, успокоить, отвести беду.
Но все же, думаю, дело не только в них. 12 лет для пацана - начало самого тяжелого, нервного пубертатного возраста. Подросток - как минное поле. Не знаешь, как и когда рванет. И здесь и учителя, и родители должны быть как саперы. И операции «по разминированию» проводить вместе. Чувствовать изменение настроения детей, различать полутона.
Большинство попыток суицида школьников приходится как раз на подростковый период. Ни школа, ни домашние в одиночку в такой период не могут стать опорой для ребят. Мне бы очень хотелось, чтобы этот печальный, страшный материал заставил взрослых задуматься о тех ершистых, шебутных, впечатлительных мальчишках и девчонках, что живут рядом.