Специалисты считают, что единственно правильный выход из ситуации - выделять для этих автобусов собственные полосы движения.
Новый транспорт будут поставлять частями
На последней сессии депутаты городского совета дали добро на покупку в лизинг для коммунального предприятия «Харьковпасс» 300 автобусов (250 городских «СитиЛАЗ» и «НеоЛАЗ» 50 класса «люкс») и 300 троллейбусов (250 12-метровых и 50 20-метровых). Предполагается, что они будут возить фанатов во время Евро-2012, а до и после этого - работать как обычный городской транспорт.
Автобусы и троллейбусы хотят взять в лизинг через государственную компанию «Укрэксимлизинг» со ставкой 6,5 процентов годовых. Отдавать сумму можно будет в течение 10 лет. По словам директора департамента транспорта и связи городского совета Евгения Водовозова, это очень выгодные условия для Харькова.
- Это стало возможным только благодаря программе, которую при подготовке к Евро-2012 поддержало правительство, - считает Водовозов. - В противном случае ни один город в стране не смог бы позволить себе такое удовольствие.
Новый транспорт в Харьков будут поставлять постепенно, обещают уложиться до конца 2011 года. Других подробностей о том, сколько он будет стоить, какие маршруты обслуживать, где парковаться, - пока руководство города не раскрывает.
Необходимы обособленные полосы движения
По словам Валерия Гука, профессора кафедры урбанистики университета строительства и архитектуры, новые автобусы и троллейбусы позволят заменить устаревший подвижной состав в центре города. Кроме того, автобусы и безопаснее, и комфортнее для пассажиров, чем маршрутки.
- Таких львовских автобусов уже очень много в Киеве, и это действительно и красиво, и удобно, - делится впечатлениями Валерий Иванович. - Я сам ездил в них, впечатления хорошие.
Однако чтобы такое количество пассажирского транспорта столь внушительных размеров не привело к пробкам на дорогах, необходимо, по словам Гука, выделять для новых автобусов обособленные полосы движения.
- Во всем мире общественный транспорт ездит по специальным полосам, - объясняет Гук. - Недавно к нам приезжали из Варшавы и показывали, как это сделано у них. Эти полосы выделены графически, на них никто не может заезжать, и тем более парковаться. А если такие автобусы пустить в центре Харькова без каких-либо ограничений, то Сумская просто станет.
Конечно, отгородить общественный транспорт от остального получится не на всех улицах, а только на магистралях шириной не меньше 15 метров. Просто необходима такая обособленная полоса на проспекте Гагарина.
|
А в это время...
«Есть маршруты, где они просто не проедут»
Частные перевозчики не в восторге от того, что у них появится конкурент в виде коммунального предприятия, однако надеются, что работы хватит на всех.
- Если для пассажиров это создаст лучшие условия, то я согласен, - говорит перевозчик Александр Степко. - Потому что на перевозке пассажиров бизнес делать нельзя: главными должны быть безопасность и комфорт. Но если мои услуги будут не хуже, чем услуги городского «КП», то, думаю, меня никто с рынка не станет выживать.
По мнению Степко, крупными, организованными перевозчиками просто так разбрасываться не будут.
- У меня 60 автобусов, порядка 170 сотрудников, свой автопарк, - говорит Степко. - Кроме того, есть же такие маршруты, где большие автобусы просто не проедут. Например, от Центрального рынка до поселка Красный Октябрь. И таких в Харькове очень много! Поэтому думаю, что и нам работы хватит. Хотя маленькие перевозчики, у которых по одному маршруту и по 5 машин, может быть, и начнут уходить с рынка.
Фото с официального сайта Харьковского горсовета
Глас народа
Устраивает ли вас обслуживание в маршрутках?
Татьяна, студентка:
- Хотелось бы что-то сделать с отзывчивостью водителей. У них временами хамство заменяет нормальный разговор. Комфорт в маршрутках меня пока устраивает, о трамваях - молчу.
Александра, флайер-агент:
- Я езжу нечасто, но хотелось бы изменить автобусы на более качественные. Чтобы не трясло на задних сиденьях так, что головы чуть ли не люки в крыше делают.
Дмитрий, кабельщик:
- Никогда об этом не задумывался... В принципе, устраивает все, кроме поведения водителей. Хотелось бы, чтобы они не наглели. Бывает, что пенсионеры перед ними унижаются, упрашивают: «Можно сесть, нельзя?».
Роман, студент:
- Все познается в сравнении. Мне, например, очень нравится, что в Днепропетровске, откуда я только что вернулся, проезд абсолютно во всех маршрутках стоит 2 грн. И вся техника, в отличие от харьковской, там новая. Мне не нравится, что в Харькове маршрутки как-то неравномерно распределены. В одном месте толпа людей транспорта ожидает, а в другом месте автобус почти пустой едет.
Опрос провели Наталья АМИРХАНЯН и Юрий ЗИНЕНКО.
Фото Натальи АМИРХАНЯН